Уве Клуссман. Саакашвили - не демократ. ("Spiegel", Германия).

21.08.2008

Уве Клуссман. Саакашвили - не демократ. ("Spiegel", Германия).
Ему пришлось покинуть кабинет Саакашвили, потому что он обвинял грузинского президента в стремлении к войне. В интервью изданию SPIEGEL ONLINE бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава свел с главой государства счеты.
Spiegel: Вы согласны, что российское военное вмешательство - 'убийство молодой демократии', как это утверждает президент Михаил Саакашвили?
Хаиндрава: Россия на протяжении пятисот лет была и остается империалистической державой. В Афганистане, а потом и в Чечне мы уже видели, что может натворить российская военная машина. Ни для кого это не было тайной. Другое дело, что американская администрация распространяет миф, будто в Грузии царит демократия. Но Саакашвили, подобно Путину, олицетворяет собой авторитарный режим, не считающийся с гражданскими правами и подавляющий свободу прессы. Пример тому - применение государственных силовых структур против независимого телеканала 'Имеди' в ноябре прошлого года. Саакашвили не демократ. В том же ноябре этот человек пресек массовые демонстрации оппозиции, объявив чрезвычайное положение, а затем сфальсифицировал результаты президентских и парламентских выборов. Запад, прежде всего администрация Буша, закрыли на это глаза.
Spiegel: Значит, Запад не оказал надлежащей поддержки демократии в Грузии?
Хаиндрава: Создавалось такое впечатление, что наша территория в геополитической борьбе великих держав важнее, чем становление гражданского общества. Другое дело, что России не по душе стремление Грузии к европейским ценностям, простирающееся до НАТО. Сделанный грузинами выбор в пользу западной цивилизации послужил для России поводом к беспощадному подавлению воли грузинского народа.
Spiegel: Как могло произойти, что Грузия проиграла России в войне за пять дней?
Хаиндрава: Это вина преступного режима Саакашвили, политика которого привела к тому, что наша страна в значительной степени оказалась под контролем московских военных. Саакашвили жаждал парада победы в Цхинвали, а в результате российская армия оказалась практически на подступах к нашей столице Тбилиси.
Spiegel: В 2006 г. Саакашвили снял с вас с должности министра по урегулированию конфликтов с мятежными республиками - Абхазией и Южной Осетией. Почему?
Хаиндрава: Потому, что я открыто заявил: в конфликтных регионах ни в коем случае нельзя пускаться в военные авантюры. Уже первую неудавшуюся попытку штурма южноосетинской столицы Цхинвали летом 2004 года я называл аферой. Однако администрация Буша и, прежде всего, ответственный за Кавказ сотрудник Мэтью Брайза закрыли на эту опасность глаза. В результате Саакашвили получил добро на новые авантюры и вышел из-под контроля. Этот человек не может держать себя в руках, у него проблемы с психикой, он безмерно переоценивает свои силы. Как следствие мы имеем мировой политический кризис - в результате сумасбродной политики Саакашвили Запад оказался втянут в конфликт с Россией.
Spiegel: Вы считаете, что теперь Грузия окончательно потеряла контролируемые российской армией провинции Абхазию и Южную Осетию?
Хаиндрава: Мы потеряли не только Абхазию и Южную Осетию, но и Грузию. Это катастрофа. Будет крайне непросто сподвигнуть российские войска к отступлению - намного сложнее, чем договориться о прекращении огня.
Spiegel: Как европейцы и, в частности, немцы, могут помочь грузинам в сложившейся ситуации?
Хаиндрава: Германию с Грузией традиционно связывают особые отношения. Еще в 1918-1920 годах немцы защищали нашу первую независимую республику от Советского Союза. Германия должна поддержать грузинский народ, гражданское общество и государственность Грузии, но не режим Саакашвили.
Spiegel: Как вы оцениваете предложенный министром иностранных дел Германии Штайнмайером план мирного урегулирования в Абхазии, предусматривающий сначала реализацию мер, направленных на восстановление доверия, и лишь после этого предполагающий выяснение статуса региона?
Хаиндрава: В любом случае хорошо, что Германия в этом вопросе четче декларирует собственную позицию. Предложение Штайнмайера разумно и совпадает с тем, на чем всегда настаивал я.
Spiegel: Вам не кажется, что некая новая восточная политика по России, наподобие той, которую избрал Вилли Брандт в отношениях с непростым партнером - Советским Союзом - была бы более полезной для Грузии, чем взятый Саакашвили курс на конфронтацию?
Хаиндрава: Наша трагедия в том, что мы еще не дозрели, чтобы среди нас появились политики формата Конрада Аденауэра или Вилли Брандта. У нас нет политических традиций. В результате преуспевают политики наподобие Саакашвили, которые в первую очередь делают ставку на эффектные телешоу, но не работают над решением имеющихся проблем. Тот, кто хотел, уже в 2004 году мог увидеть, насколько этот человек несерьезен, когда сначала он сделал уполномоченной по проблемам Южной Осетии свою близкую знакомую, девушку 20-ти лет, а потом снял ее с должности и больше уже не назначал на этот пост никого.
Spiegel: Может, Грузии нужен президент, который принес бы свои извинения жертвам войны в Цхинвали, подобно тому, как Брандт в ствое время опустился на колени перед жителями Варшавы?
Хаиндрава: Такой президент нам просто необходим. У Саакашвили был шанс начать политику примирения. Он его упустил.
Интервью провел Уве Клуссман в Тбилиси
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 21 августа 2008, 08:13
Оригинал публикации: Saakaschwili ist kein Demokrat


inoСМИ.RU