Саломе Зурабишвили (Salome Zourabichvili). Что дальше? На кону стоит право страны выбирать себе союзников, экономическую систему и лидеров. ("The International Herald Tribune", США).

21.08.2008

Саломе Зурабишвили (Salome Zourabichvili). Что дальше? На кону стоит право страны выбирать себе союзников, экономическую систему и лидеров. ("The International Herald Tribune", США).
Помимо сочувствия, выраженного Западом в ответ на вторжение России в Грузию, по поводу трагедии были высказаны и многие другие амбивалентные и противоречивые мнения.
Некоторые утверждают, что российская военная операция была отчасти спровоцирована действиями президента Грузии, поэтому Западу нет резона втягиваться в региональный конфликт, который может принять неприятный оборот и повлечь за собой более широкомасштабную конфронтацию с Москвой.
На другом конце спектра мнений - сторонники жестких действий со стороны Европы и Америки, считающие, что все за исключением военной реакции эквивалентно умиротворению и предательству этого небольшого государства.
В 2004-2005 гг., будучи министром иностранных дел Грузии, я добилась вывода российских военных баз, поэтому я чувствую себя достаточно компетентной, чтобы дать ответ на обе точки зрения.
Начнем с аргумента об умиротворении. Европа вовсе не вздрогнула перед лицом тоталитарной империи. Совсем наоборот, учитывая ограниченность ее рычагов, Европа проявила похвальную решимость не только взаимодействовать с Россией, но и отражать ее посягательства.
Вместо того, чтобы демонстрировать противоречия и паралич, который стал бы результатом выбора силового варианта, председатель Европейского Союза Николя Саркози добился прекращения огня.
Эта реакция была адекватной, своевременной и единственно возможной. Вести переговоры, когда у одной стороны все карты и превосходящая сила - это искусство. Искусство дипломатии.
Добившись подписания соглашения о прекращении огня и, по сути, сказав российскому президенту 'руки прочь от Грузии', Саркози сделал все что было в его силах для спасения страны. ЕС заслужил восхищения, а не презрения.
Теперь давайте перейдем к тем, кто говорит, что спокойствие лета было нарушено действиями самой Грузии, и что у Грузии нет другой судьбы, кроме как вернуться туда, где ей самое место - на задворки России.
Если президент Михаил Саакашвили и несет какую-то ответственность за вспыхнувшее насилие, то этот вопрос должен быть изучен после завершения кризиса. Но действия Саакашвили не легитимизируют реакцию России и не оправдывают вторжение в суверенное государство, разрушение его инфраструктуры и убийство невинных людей, живших во многих километрах от сепаратистского региона Южной Осетии.
На самом деле, грузинская трагедия продемонстрировала склад ума России и ее пренебрежение международными обычаями. Вопреки тому, во что многим хотелось бы верить, Россия еще не отказалась от империализма. По сути, Грузия просто дала России столь нужный ей повод отомстить за то, что Москва считает многолетним унижением со стороны Запада.
Какими бы ни были изначальные причины, недавний поворот событий изменил ставки. Теперь проблема заключается уже не в Южной Осетии и праве России действовать в этом регионе. Вторжение в независимое государство - это проблема для ЕС и Соединенных Штатов.
Что делает свободный мир, когда независимому государству угрожает - какими бы ни были аргументы - 'уничтожение' (слово, использованное президентом России Медведевым)? Как реагирует свободный мир, когда небольшая страна сталкивается с угрозой оккупации и разрушения, потому что ее народ решил ориентироваться на Запад, игнорируя устаревшее представление России о ее 'задворках'?
На кону стоит принцип суверенитета и территориальной целостности. Хотя в Косово этот принцип был нарушен, он должен остаться исключением, поскольку там были особые обстоятельства, вынудившие Соединенные Штаты отстаивать это не лучшее из возможных решений.
Признание российской политики свершившихся фактов превратит это исключение в прецедент, что дестабилизирует международный порядок для многих стран, имеющих дело с сепаратистскими движениями, включая Турцию, Испанию, Ирак, Китай и саму Россию, где следующими на очереди могут оказаться Дагестан или Татарстан или даже Северная Осетия.
На кону стоит право страны выбирать себе союзников, экономическую систему и лидеров.
На кону стоит то, будет ли России позволено восстановить свою исключительную роль в 'ближнем зарубежье' или же она будет вынуждена признать, что ее законное влияние должно разделяться с не менее законными интересами Европы, Соединенных Штатов и других стран.
На кону стоит то, позволим ли мы мировому порядку вернуться к эксцессам и безрассудствам, наподобие расовой чистоты и этнических чисток.
В краткосрочном плане ЕС и США должны стремиться к одной цели: выдворить российские войска из Грузии, что предусмотрено условиями перемирия. Похоже, что Россия, не желая держать слово, испытывает решительность Запада. Запад должен идти по пути 'решительного взаимодействия', избегая как ненужных дипломатических жестов, так и военной эскалации.
Во-первых, нейтральным наблюдателям должно быть позволено верифицировать факты и развести противоборствующие стороны. ЕС должен понести это бремя и немедленно отправить в регион своих наблюдателей.
Во-вторых, НАТО должна поддержать дипломатию ЕС, восстановив чувство неопределенности. Разумное применение неопределенности может стать тем стержнем, который нужен дипломатии для достижения успеха. Россия основывает свой расчет на оценке равновесия сил. Для того, чтобы действовать эффективно, Запад должен дать России тонкий намек на то, что она рискует, отказываясь выполнять соглашение.
Риск должен быть преднамеренно расплывчатым. Оставим угрозы русским. Путь к переговорам открыт и должен оставаться открытым, поскольку это единственный способ спасти Грузию. Но восстановление чувства неопределенности может привести к сдержанности и переговорам.
В-третьих, Запад должен способствовать заключению большого соглашения о решении спорных вопросов, связанных с Южной Осетией и Абхазией, и стремиться к нормализации отношений между Россией и Грузией, включая окончательную демаркацию их границы. Эти переговоры будут проводиться в контексте отношений России с Западом и вопроса энергетического транзита на Кавказе.
Грузия не может вступать в эти переговоры в одиночку. Европа и Америка должны сделать все возможное, чтобы помочь Грузии в решении этой задачи. Однако они должны потребовать, чтобы Саакашвили вернул страну на путь демократии, с которого он сошел в прошлом году.
Демократия в Грузии служит для ее соседей гарантией того, что подобные авантюры не повторятся. Без демократии не будет национального консенсуса, необходимого для сильной переговорной позиции. Важнее всего создание правительства, объединенного не вокруг Саакашвили, а вокруг выживания Грузии.
Саломе Зурабишвили - ассоциированный профессор Института политических исследований в Париже, бывший посол Франции в Грузии (2003-2004) и министр иностранных дел Грузии (2004-2005).
Антон Беспалов, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU