Джуди Демпси (Judy Dempsey). Грузия и Меркель: все давление на канцлера. Германия это та страна, которая может предостеречь Россию. ("The International Herald Tribune", США).

21.08.2008

Джуди Демпси (Judy Dempsey). Грузия и Меркель: все давление на канцлера. Германия это та страна, которая может предостеречь Россию. ("The International Herald Tribune", США).
БЕРЛИН - Как только российские войска начали входить на территорию Грузии, высокопоставленные государственные руководители из Польши, Чехии и прибалтийских государств начали звонить канцлеру Германии Ангеле Меркель. Просьба у них была одна. Поскольку у всех у них плохие отношения с Кремлем, а также неприятные воспоминания о советском господстве, эти руководители просили Меркель использовать свое влияние на президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина, чтобы те вывели войска из Грузии.
Тот факт, что сейчас руководители этих бывших коммунистических стран разговаривают с Меркель, говорит о том, насколько улучшились их отношения с Берлином. Хотя восточные европейцы общались и с бывшим канцлером - социал-демократом Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder), они никогда по-настоящему не доверяли ему и не просили о помощи. Шредер, которому сегодня платит зарплату российский государственный энергетический гигант-монополист 'Газпром', считался слишком близким Путину человеком. Он даже как-то назвал его 'безупречным демократом'.
Это что-то да говорит и о роли Германии в данном кризисе, который буквально встряхнул ее. На протяжении многих лет у нее были самые тесные, но одновременно и самые беспокойные из 27 стран Евросоюза взаимоотношения с Россией. Вызвано это не только тем, что Германия все больше зависит от российских поставок энергоресурсов, но и тем, что между ними существуют масштабные деловые связи. Другая причина заключается в том, что история двух стран, особенно разрушения Второй мировой войны, помогли создать особые связующие узы, если не сказать ответственность за взаимодействие.
По этой причине 'Германия это та страна, которая может предостеречь Россию'. Об этом говорит директор российской и евразийской программы из лондонского Королевского института международных отношений (Royal Institute of International Affairs) Джеймс Шерр (James Sherr). 'Россия действительно прислушивается к тому, что говорит Германия. Если Германия сумеет сделать ясное заявление по поводу последствий, с которыми столкнется Россия из-за Грузии, или придумает что-то еще в этом плане, это окажет на нее воздействие', - отмечает Шерр. Но сможет ли Меркель сделать это?
Взаимоотношения между Берлином и Москвой заметно изменились. До избрания Меркель канцлером в конце 2005 года руководство двух стран имело очень тесные связи. Путин и Шредер стали настоящими друзьями, они даже приезжали друг к другу в гости. В области внешней политики Шредер заручился поддержкой Путина, когда выступил против нападения сил коалиции во главе с США на Ирак в 2003 году. Этим шагом он серьезно напугал некоторые восточноевропейские страны. Они увидели в данной антиамериканской связке начало нового российско-германского союза, который мог подорвать трансатлантические отношения и усилить влияние России.
Однако тесные взаимоотношения Шредера с Кремлем не были исключением. Бывшему канцлеру-консерватору Гельмуту Колю (Helmut Kohl) удавалось ладить со многими советскими лидерами. Ему особенно нравились Михаил Горбачев и Борис Ельцин.
Меркель другой человек. Она выросла в коммунистической Восточной Германии, где Путин в 80-е годы работал офицером КГБ. Поэтому свою политику в отношении России она увязывает с собственными ценностями и представлениями о свободе. И каждый раз, встречаясь с Путиным или Медведевым, она поднимает проблемы свободы прессы, прав человека и неправительственных организаций.
Меркель также отстаивает свои позиции и в вопросах внешней политики. Несмотря на яростное сопротивление России, Германия поддержала Соединенные Штаты и признала независимость Косово. И хотя Меркель не по душе мысль о том, что США развернут часть своей системы противоракетной обороны в Восточной Европе, она с ней примирилась. Меркель также встала на сторону Польши, отказавшись начать переговоры с Москвой на тему нового договора о партнерстве с ЕС до тех пор, пока Кремль не отменит свое эмбарго на поставки в Россию ряда польских сельскохозяйственных продуктов.
Такая более жесткая позиция Берлина означает две вещи. Во-первых, Россия не может больше рассчитывать на автоматическое сочувствие и симпатии со стороны канцлера Германии. Во-вторых, заняв более критичную позицию по отношению к России и негласно успокоив тем самым страны Восточной Европы, Германия сейчас в состоянии играть более заметную роль в Евросоюзе, формируя долгосрочные отношения блока с Россией и, безусловно, с Кавказом. Самое удивительное заключается в том, что до начала этой войны Меркель не делала ни то, ни другое.
'Меркель действует очень осторожно, стараясь сделать так, чтобы Берлин не стал посредником в грузинском кризисе, - говорит бывший посол Германии на Украине Дитмар Штудеманн (Dietmar Stuedemann), - я могут это понять. Но с другой стороны, ЕС очень медленно и с большим опозданием начал воспринимать Кавказ всерьез. Происходящее в Грузии - это урок для европейцев. Они должны участвовать в этом с самого начала, не отдавая решение проблемы в руки региональных держав'.
Некоторые аналитики заявляют, что Меркель не хочет брать на себя эту роль по причинам внутреннего порядка. 'В будущем году пройдут федеральные выборы, - говорит немец Карл-Хайнц Камп (Karl-Heinz Kamp), занимающий должность директора по исследовательской работе в Военном колледже НАТО в Риме, - а правительство и без того озабочено решением внутренних проблем'.
Кроме того, идея об отправке войск Евросоюза на Кавказ пугает ведомство канцлера. Это может вызвать жаркие дебаты во время избирательной кампании по поводу роли немецких войск, особенно в связи с тем, что пацифистское крыло социал-демократов, ставшее партнером Меркель по коалиции, выступает резко против направления немецких войск для выполнения каких бы то ни было международных миротворческих миссий.
Кроме того, остаются и убеждения самой Меркель. Вместе с президентом Франции Николя Саркози Меркель в апреле выступила против включения Грузии и Украины в график о начале переговоров по поводу вступления в военный альянс НАТО. По словам немецких дипломатов, она очень скептически относится к навыкам государственного руководства грузинского президента Михаила Саакашвили, опасаясь, что он будет просить НАТО вмешиваться под любым предлогом.
Но теперь, когда Россия вторглась в Грузию, Меркель начинает действовать более решительно. По словам официальных лиц и сопровождающих ее журналистов, она на прошлой неделе в Сочи провела трудную и напряженную встречу с Медведевым. Спустя два дня она сказала Саакашвили в Тбилиси, что поддерживает вступление его страны в НАТО.
По словам Шерра, Германия должна пойти дальше и предупредить Россию, что та столкнется с серьезными последствиями, если не выведет свои войска из Грузии или если начнет угрожать Украине. 'Речь идет о защите демократии в Грузии, а также о демонстрации преданности Европы делу сохранения и развития плюралистической системы независимых, надежных и суверенных государств во всей Восточной Европе и Прибалтике, - отмечает он, - Германия лучше всех других стран понимает, как много поставлено на карту'.
Евгений Еремин, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU