Жак Жюлиар (Jacques Julliard). Цена обещаниям Буша. Бедная Грузия: до Бога дале

21.08.2008

Жак Жюлиар (Jacques Julliard). Цена обещаниям Буша. Бедная Грузия: до Бога далеко, а до России - рукой подать. ("Le Nouvel Observateur", Франция).

Это было сущим безумием, столь же преступным, как и вторжение в Ирак в 2003 году - желать, как Буш, без проволочек и переговоров принять Украину и Грузию в НАТО и создать тем самым санитарный кордон вокруг России. Саркози и Меркель были абсолютно правы, когда воспротивились подобному возврату 'холодной войны'. Разве можно было хоть на минуточку предположить, что Путин молча это проглотит? Как недавно заметил Бернар Гетта (Bernard Guetta), 'Соединенные Штаты не захотели бы присоединения Мексики и Канады к военному пакту, возглавляемому Москвой' . . . Еще одним безумием было позволить президенту Грузии Саакашвили начать войну в Южной Осетии и внушить ему веру в то, что Запад помчится ему на выручку. Запад и пальцем не пошевелил, когда русские танки вошли Будапешт в 1956 г. и в Прагу в 1968 г . . . Нигде не записано, что политику в области прав человека должны проводить слабоумные или безответственные людьми, как те, что окружают Буша.

В действительности сегодня в международных отношениях преобладают два принципа, одинаково необходимых, на зачастую непримиримых: принцип уважения территориальной целостности государств, направленный на поддержание мира, и принцип права народов на самоопределение, который ведет к расширению их свобод. Ни один серьезный государственный муж не может, провозглашая один из этих принципов, игнорировать второй. Кроме того, не следует считать, что второй принцип всегда прогрессивен, а первый - реакционен. Не стоит забывать, что в 1938 году Гитлер напал на страну Эдварда Бенеша именно во имя права на самоопределение судетских немцев, проживавших на севере Чехословакии.

Еще один пример: стоило ли позволять Милошевичу истреблять косоварский народ? Я считаю, что нет, и я в свое время поддержал действия НАТО против Белграда. Стоило ли позволять косоварам в одностороннем порядке провозглашать свою независимость и проявлять готовность признать ее, как это сделали страны Запада? Я по-прежнему считаю, что это было ошибкой. Осетины и абхазы ссылаются именно на этот прецедент, когда говорят о своем праве на отделение от Грузии и присоединении к России.

Политика в области прав человека, приверженцами которой мы себя провозглашаем, не должна отмежевываться от принципа реальности. В 1938 году необходимо было дать военный отпор Гитлеру, поскольку его агрессивные намерения были очевидны. Можем ли мы то же самое сказать о сегодняшней России? Не думаю. Путин воспользовался невероятной наивностью Саакашвили и попытался восстановить российское владычество над Кавказом, он уже проделывал это с ужасающей жестокостью, которую испытали на себе чеченцы, но он не хочет мировой войны. Поэтому когда Андре Глюксман и Бернар-Анри Леви пишут, 'чего ждут Европейский Союз и США, чтобы остановить вторжение в Грузию, страну, являющуюся другом Запада?', невольно встает вопрос: а каким образом они предлагают это сделать? Выдвинуть России ультиматум? Пригрозить нанести удар по Москве, как вчера по Белграду? Да полноте . . .

Как бы это ни было мучительно для нашего исполненного гордыни интеллекта, внешняя политика подчиняется не универсализму кантовской морали, но принципу пропорциональности. Революционное новшество, коим является внедрение прав человека в международный порядок, не может осуществиться моментально. Увы, это так! Как ни прискорбно, в данный момент мы не можем применить к Путину политику, которую проводили против Милошевича.

Применение принципов соблюдения прав человека в международном порядке, что некоторые - да простят меня вечные почитатели вечного порядка вещей - путают с будущим всего человечества, может происходить только поэтапно, иначе неудачи могут подорвать доверие к этой идее. Для Маленького полное безумие полагать, что Большие передерутся из-за него. А со стороны Большого еще более отвратительное безумие - поддерживать иллюзии в Маленьком. Может быть, поляки начинают осознавать, чего стоят обещания американцев. Бедная Грузия: до Бога далеко, а до России - рукой подать.

Вероника Денисова, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU