Ричард Моррисон (Richard Morrison). Валерий Гергиев - всегда в центре внимания. Этим концертом дирижировать мог только он. ("The Times", Великобритания).

22.08.2008

Ричард Моррисон (Richard Morrison). Валерий Гергиев - всегда в центре внимания. Этим концертом дирижировать мог только он. ("The Times", Великобритания).
Этим концертом дирижировать мог только он. Валерий Гергиев, самый известный маэстро в современном мире, не только осетин по рождению (его жена и дети все еще живут там), но и близкий друг Владимира Путина.
В свои 55 лет он еще и самый влиятельный воротила мира искусства посткоммунистической России. С точки зрения России он был идеальным кандидатом - живым воплощением постулата, гласящего, что осетины по своему темпераменту, а также в политическом и культурном плане намного ближе русским, чем грузинам.
Нет, Гергиев, безусловно, уникален. На концертной площадке от него исходит распутинская аура - темная, тревожащая, завораживающая. И он пользуется воистину монаршьей репутацией за то, что смог вытащить почтенный, но хворый Мариинский театр из послеперестроечного упадка.
Он осуществлял безжалостный контроль за всеми аспектами деятельности театра, он с равным успехом обхаживал олигархов, политиков и иностранных спонсоров и смог создать в Мариинке потрясающий коллектив молодых талантливых исполнителей. Он постоянно работает по 20 часов в день, проводит ночные совещания в своем любимом петербургском баре, а потом появляется в 10 часов утра в театре для репетиции одной из эпических опер.
К своему дирижерскому графику он подходит с такой же маниакальностью. Однажды он в один и тот же день дирижировал тремя разными оркестрами в трех разных странах. И тот факт, что в среду он выступал со своим 'вторым' оркестром - Лондонским симфоническим - на музыкальном фестивале в Лондоне, не могло помешать ему через 24 часа приехать в Южную Осетию. Частный самолет, предоставленный в его распоряжение сверхбогатыми русскими друзьями, всегда готов отвезти его в любую точку земного шара.
Столь напряженный график дал о себе знать. Морщины слишком рано избороздили его лицо с привычной двухдневной щетиной; руки постоянно подрагивают. Он производит полное впечатление человека, живущего на нервах и адреналине. Но ум его по-прежнему остер. Он блестящий тактик как в политике, так и в музыке.
Другие дирижеры тоже совершали громкие политические жесты. Леонард Бернстайн дирижировал Девятой симфонией Бетховена на развалинах Берлинской стены. Саймон Рэттл многозначительно дирижировал тем же произведением в концентрационном лагере Маутхаузен близ Линца, вскоре после того, как правая 'Партия Совободы' Йорга Хайдера вошла в австрийское правительство. Израильтянин Дэниел Баренбойм, привел в священный ужас многих евреев-сионистов тем, что давал концерты в Рамалле. А Мстислав Ростропович в 1991 году спешно вылетел в Москву, чтобы присоединиться к Борису Ельцину в осажденном Белом Доме. Однако ни один из этих деятелей искусства не был связан с политической элитой своей страны настолько тесно, как Гергиев с Путиным.
Вероника Денисова, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU