Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer). Натовский 'моральный эквивалент войны'. Российское телевидение уже трубит о 'расколе в лагере НАТО'. Но это больше похоже на бездонную расселину. ("The Washin

22.08.2008

Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer). Натовский 'моральный эквивалент войны'. Российское телевидение уже трубит о 'расколе в лагере НАТО'. Но это больше похоже на бездонную расселину. ("The Washington Post", США).
Прочитайте первые пять пунктов натовского заявления о вторжении России в Грузию, и вы даже намека не найдете на то, кто же на кого напал. Заявление это просто до смешного беспристрастно. 'Мы сожалеем о гибели всех людей', - говорится в нем, как будто речь идет об аварии автобуса. Кроме того, в нем выражается 'серьезная озабоченность в связи с ситуацией в Грузии'. Обратите внимание - ситуация.
И лишь в пятом пункте НАТО - этот альянс из 26 стран с 900-миллионным населением и почти половиной общемирового ВВП - вынимает из ножен свой разящий меч, храбро объявляя, что 'военные действия России' (не агрессия, не вторжение, даже не внезапное нападение, а 'действия') 'несовместимы с ее миротворческой миссией'.
Пустив грозные словесные стрелы в сторону Москвы, что будет делать дальше 'величайший альянс всех времен'? Он отменит очередную встречу Россия-НАТО.
Да-да. Никакого роспуска 'большой восьмерки' (группа промышленно развитых демократий). Никаких препятствий на пути вступления России во Всемирную торговую организацию. Никакого отказа от участия в сочинской зимней Олимпиаде 2014 года (Сочи находится в 20 километрах от грузинской границы). Никаких заявлений в поддержку правительства Саакашвили.
Вспомните: речь идет не о начале военных действий, а только о безболезненных для Запада мерах, которые могли бы существенно повлиять на Россию. В советские времена России на такие меры было наплевать, потому что она находилась в центре закрытой автаркистской системы, включавшей в свой состав 15 советских республик, всю Восточную Европу и целый набор заморских колоний. Все это кануло в Лету, и теперь постсоветская Россия гораздо больше зависит от международной системы. У нее есть экономические и политические болевые точки. Но после оккупации Грузии, разрушения ее инфраструктуры и взятия в осаду ее столицы НАТО не надавила ни на одну из них.
Российское телевидение уже трубит о 'расколе в лагере НАТО'. Но это больше похоже на бездонную расселину. Выступая на страницах The Times, британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) возражает даже против исключения России из 'большой восьмерки' - хотя мера эта отлично выверенная и давно уже назревшая. А один немецкий дипломат говорит, что грузинскую проблему вообще не следовало вносить в повестку НАТО, а вместо этого ее надо было рассмотреть в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - совершенно беззубого консультативного органа, а также на заседании Организации Объединенных Наций, где ей было гарантировано российское вето.
Надо отдать должное французам, которые попытались что-то сделать. К сожалению, Москва облапошила президента Николя Саркози . Статья V соглашения о прекращении огня, в заключении которого он выступил посредником, дает России право на 'реализацию дополнительных мер безопасности' в пределах границ Грузии. Это, по сути дела, карт-бланш для российской оккупации.
Ну, хватит о старой Европе. Новая Европа, у которой более свежие воспоминания о российском гнете, оказалась не такой инертной. Президенты балтийских республик (а также Украины и Польши) вылетели в Тбилиси, чтобы выразить чувство солидарности с правительством Саакашвили. Украина пригрозила, что российский флот потеряет свою военно-морскую базу в Крыму, и даже предложила передать Западу две бывшие советские радиолокационные станции. А Польша прекратила копаться в деталях соглашения о размещении батареи ПРО и практически за день согласилась на американские условия.
Восточная Европа понимает, каковы ставки в Грузии. Она стала мишенью. Цели России понятны: 1) отрезать Южную Осетию и Абхазию от Грузию с целью включения их в состав России; 2) свергнуть прозападное правительство Грузии; 3) запугать восточноевропейские страны и заставить их вернуться в российскую сферу влияния.
Цель N 1 уже достигнута. Грузия никогда не получит свои провинции. Скоро они будут поглощены Россией.
Цель N 3 пока приводит к обратному результату. Восточная Европа сплотилась вокруг Грузии - и Соединенных Штатов.
Цель N 2 - перспективы ее достижения пока не ясны. Российские танки разрезали Грузию пополам. Ее крупнейший порт разграблен. Ее столица изолирована. Россия всячески демонстрирует, что останется на месте, создавая блокпосты и контролируя территорию.
Если такая ситуация сохранится, Грузия будет задушена, а президент Михаил Саакашвили падет. Ему на смену придет послушная марионетка, с которой Россия великодушно согласится сотрудничать. Москва продемонстрирует свою способность к уничтожению соседних прозападных режимов без полномасштабного вторжения и оккупации, при нулевом сопротивлении со стороны НАТО. Лидеры стран Восточной Европы будут наблюдать за таким исходом с изумлением. Они задумаются над тем, стоит ли так рефлексивно двигаться в сторону Запада, а со временем начнут приспосабливаться к российским устремлениям. Таким образом, все цели России окажутся достигнутыми.
Вот почему так много зависит от предстоящих нескольких недель, когда на правительство Саакашвили будет оказываться наибольшее давление. Цель этой войны состоит в деморализации Восточной Европы и установлении господства над ней. И исход полностью зависит только от одного: сумеет ли Россия свергнуть то, что она с презрением называет 'тбилисским режимом'. Сейчас на карту поставлено гораздо больше, чем судьба Грузии.
Евгений Еремин, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU