Нина Петлянова. Юрий Шевчук: "Наши политики могут только бряцать железными кулаками".

21.08.2008

Нина Петлянова. Юрий Шевчук: «Наши политики могут только бряцать железными кулаками».
Меньше всего повлиять на исход грузино-осетинского конфликта могли бы те, чье оружие - не «калашниковы» и «фаготы», а слова и звуки. Но поэт и музыкант Юрий Шевчук готов отвечать за то, в чем никогда не признают себя виноватыми военачальники и политики. Потому что, по его же словам, политиками не рождаются - рождаются людьми. А людям свойственно чувство стыда и вины за то, что зачастую делают политики.
- Какова ваша оценка грузино-осетинского конфликта?
- Трагедия случилась. Трагедия - мое четкое мнение. Все-таки довели народы до войны. Любой разумный человек понимает, что грузино-осетинский конфликт не исчерпан пятью днями. Я боюсь, что этот конфликт будет теперь в умах, сердцах и душах продолжаться как минимум десятки лет. Это чудовищно - то, что сейчас происходит. В мире надо жить, а тут - ксенофобия, злоба, национализм, взаимная ненависть братских народов друг к другу в Осетии, в Абхазии, в Грузии. Если так ссорить народы, то мы дойдем просто до полного Армагеддона. Едва ли я что-то новое говорю. Но я это как личную трагедию воспринимаю, и до сих пор еще прийти в себя не могу.
Я себя тоже считаю лично виноватым в том, что случилось. И меня очень удивляет, что наша интеллигенция сейчас молчит. Можно было заранее поехать с какими-то концертами, попытаться хоть что-то сделать… В свое время мы занимались этим на Украине. Проехали тридцать городов. Мирили всех. Везде нам в ответ орали: «Россия и Украина - братья и сестры», «Будем жить в мире». Везде нас народ поддерживал.
А сейчас - возьмите почитайте хотя бы те же украинские газеты, что там публикуется в адрес России. Получается, что политика сильнее. Видимо, к сожалению, когда пушки грохочут, искусство молчит. Какие-то законы жизни очень трагичные и печальные.
- Вы считаете, этот конфликт можно было предотвратить?
- Увы, сейчас он уже случился. Но, конечно, можно и нужно было что-то делать раньше. За пятнадцать предыдущих лет - точно можно было что-то сделать, чтобы он не произошел.
Может быть, поздновато, но мы задумали буквально на днях в Питере и в Москве два больших концерта ДДТ, которые будут называться «Не стреляй!». В Москве 24 августа - в «Олимпийском», в Петербурге 26 августа - в СКК. Всех приглашаем. Этими концертами мы выразим свою позицию. Мы ее продумаем. Надеюсь, сегодняшние эмоции немного схлынут. Будем говорить о зле, о добре, о мире, о войне. И о наших политиках, которые могут только бряцать железными кулаками. А когда дело касается переговоров, дипломатии - здесь у нас ничего не получается.
- Все политики виноваты в случившемся или кто-то конкретно?
- Все, безусловно. Все стороны виноваты, как в любом конфликте. И я с себя личной вины не снимаю - смею вас уверить и еще раз говорю. Что-то я должен был делать более активно.
- Политики и сейчас себя виноватыми не считают…
- На то они и политики. Хотя, конечно, политиками не рождаются. Рождаются все людьми. Но все потом выбирают какие-то разные пути своего развития. Так получается, что политики думают о государстве и не думают о личности. И в борьбе за государственные интересы забывается суть. А суть-то, она проста очень - нужно жить в мире и любить человека. И если б мы строили государство так, то к нам бы и сами потянулись. Та же Украина. Но наши господа политики не об этом думают, а о том, кого бы замочить в очередной раз. У них одни амбиции. Но мы же не ради войны живем. Не ради самолюбования в зеркале: «Какие мы крутые!» Ради простых истин живем. Однако зло осложняет мир, и уже не видны элементарные истины. Я просто уверен, не видит их ни Путин, ни Саакашвили.
- У вас есть друзья в Грузии? Как они воспринимают происходящее?
- Есть, конечно. И в Осетии есть друзья. И в Абхазии тоже. Все мои друзья - люди разных национальностей. И не это важно, а то, что все они - очень хорошие люди и миролюбцы. И я никогда себе не позволю судить о человеке по национальному признаку. В 2003 году в Тбилиси мы вместе давали замечательные концерты, на сцене Государственного театра имени Грибоедова. С тех пор очень много осталось в Грузии друзей. А сейчас я им звонил и даже дозвониться не смог никак - связь оборвана. До сих пор, к сожалению, связи нет.


Новая газета в Санкт-Петербурге