Александр Минеев. Запад заговорил с грузинским акцентом. ЕС и НАТО не могут вести дела с Россией "так, будто ничего не случилось".

21.08.2008

Александр Минеев. Запад заговорил с грузинским акцентом. ЕС и НАТО не могут вести дела с Россией «так, будто ничего не случилось».
Посреди пресс-конференции посла Дмитрия Рогозина в российском представительстве при НАТО со стены с грохотом упал плакат со схемой взаимодействия России и НАТО.
«Не думайте, что это наша заготовка, но символично», - пошутил постпред. И продолжил разоблачать принятое двумя часами раньше итоговое заявление министров иностранных дел двадцати шести стран Североатлантического союза, которое назвал «мракобесным и неприличным». НАТО, объявил он, «оказалась в серьезной изоляции».
Каждая сторона видит один и тот же предмет по-разному. Поначалу казалось, что на министерском совещании, специально и срочно созванном для обсуждения российско-грузинского конфликта, произойдет раскол на «старую» и «новую» Европу, как перед американским вторжением в Ирак. Действительно, было видно, как вместе с американцами и другими англосаксами жесткую линию ведут скандинавы и бывшие питомцы соцлагеря. И как не хотят раздражать Москву степенные французы, немцы и итальянцы. По пресс-центру стали гулять утечки, будто совместного заявления не будет из-за разногласий. Но оно принято, и это плохой знак для российской дипломатии.
Наверное, чашу весов в споре за овальным столом склонили вести из Грузии. Обещанного президентом Дмитрием Медведевым вывода российских войск на тот момент не наблюдалось. Значит, ему верить нельзя, просматривалось между строк документа. А дипломатическим языком написано, что НАТО не может продолжать вести себя с Россией «так, будто ничего не случилось».
Конфликт между Россией и Грузией угрожает если не разрушить, то подорвать паутину связей, сотканную за более чем полтора десятка лет для соединения постсоветской России с западным миром. Несколько дней войны подвели к грани разрыва многих из них. Время покажет, насколько процесс необратим. Ситуация на месте пока еще не очень ясна, в Европе продолжается сезон отпусков, и основательных экспертных выводов можно ждать позднее.
Об изоляции России крупные мировые игроки, в том числе США, говорят в сослагательном наклонении. В современном взаимосвязанном мире нельзя совсем изолировать большую и богатую ресурсами страну. Но можно говорить о моральной изоляции ее руководства. Многое зависит от того, как оно будет выбираться из ямы, в которую попало.
«Пока рано делать заключения, - сказал «Новой газете» ведущий эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований, в прошлом постпред Евросоюза в России Майкл Эмерсон. - Давайте подождем, когда Россия полностью выведет войска с основной территории Грузии, чего ей, видимо, не очень хотелось. Затяжное военное присутствие там вызовет мощную и единую реакцию. Вину за конфликт можно возлагать на обе стороны. Совершенно очевидно, что Россия и ее осетинские клиенты старались спровоцировать легко поддающегося на провокации Михаила Саакашвили, и они добились «успеха» в этой предосудительной циничной политике. С другой стороны, Саакашвили проявил чудовищную безответственность и глупость, подвергнув ракетному обстрелу Цхинвали. Евросоюз пытался организовать серьезные переговоры по Абхазии, что выразилось в поездках министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, но Москва сорвала эти попытки, потому что и не хотела настоящего мирного процесса. Наоборот, хотела и дальше дразнить Саакашвили своими уколами».
Даже если шесть пунктов Саркози - Медведева - Саакашвили успешно претворятся в жизнь, последствия кризиса будут тяжелыми. Напряженность может отразиться на поставках российских энергоносителей в Европу, еще больше подстегнет США и ЕС искать альтернативные источники и маршруты в обход России. Об этом уже сказал кандидат в президенты США Маккейн. Под угрозой работа совместного проекта Международной космической станции и, конечно, сотрудничество разведок в борьбе против международного терроризма.
Только при самом неблагоприятном сценарии Россию «уйдут» из «Большой восьмерки» или не примут в ВТО. «Восьмерка» должна собраться летом будущего года в Италии, и сомнительно, чтобы Сильвио Берлускони не пригласил Дмитрия Медведева. Только в случае затяжного военного конфликта в непосредственной близости от Сочи Россию могут лишить права на зимнюю Олимпиаду-2014, к чему призывают некоторые американские конгрессмены.
Самые уязвимые нити паутины, связывающей Россию с Западом, это те, что имеют отношение к безопасности. Скорее всего, Совет Россия-НАТО (СРН) в той или иной форме уцелеет, потому что нужен обеим сторонам. Но генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что он не видит возможности проводить его заседания на любом уровне (от послов до глав государств и правительств), пока российские войска находятся на основной территории Грузии.
Подобное было в 1999 году, когда натовцы ударили по Югославии. Тогда Россия, хлопнув дверью, заморозила работу совместного форума. А когда страсти улеглись, по инициативе Владимира Путина и того же Берлускони его статус даже повысили.
Постпред Рогозин сказал, что сотрудничество с НАТО будет сокращено и по объему, и по качеству. Он поставил под сомнение судьбу одной из успешных совместных программ: нестратегической ПРО театра военных действий. Совершенно очевидно, что соглашение между США и Польшей о размещении элементов американской стратегической ПРО, да еще с системой прикрытия от российских авиаударов, было ускорено событиями на Кавказе. И польское население сменило скепсис на поддержку проекта.
Сложное будущее и у переговоров между Евросоюзом и Россией о новом всеобъемлющем партнерском соглашении. После долгих проволочек из-за экономических конфликтов Польши и Литвы с Россией они, наконец, начались в июле. В ЕС назревает серьезная дискуссия о предметности партнерства с Россией. Расклад примерно тот же, что и в НАТО, минус американский фактор. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибанд призвал пересмотреть философию отношений с Россией. На его стороне выступили опять же ближайшие соседи России и скандинавы. То, что соглашение нужно обеим сторонам, бесспорно. Вопрос только о рубеже сближения Европы с Россией. Точнее, о величине дистанции между ними.
Вернувшийся из отпуска в Брюссель верховный представитель по внешней политике Хавьер Солана воздержался от прогнозов. У подъезда Совета ЕС, отвечая на наши вопросы, он сказал, что надо последить за событиями, сделать выводы и потом решать, как дальше работать с Россией.
Важно не само соглашение (нефть и газ европейцы так или иначе покупать будут, поставляя взамен в Россию деньги, на которые та будет покупать у них же товары). Важнее дух сотрудничества, взаимное доверие, те самые эфемерные «общие ценности», о которых наши политики говорят с кривой ухмылкой. Неизвестно, когда и как при такой степени взаимных симпатий закончатся, например, переговоры о безвизовом режиме…
Это в прошлые века войны выигрывались на поле боя. В наше время победа или поражение утверждаются кворумом. Если хотите, по принципу «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Важен глобальный результат. Российская армия легко могла блицкригом накрыть всю Грузию, включая Тбилиси, и растоптать ненавистный режим Саакашвили. Но не стала. И все равно Кремлю не удалось убедить остальной мир, что целью было только спасение жителей Цхинвали и восстановление мира.


Новая газета