Георгий Бовт. "Офшорная аристократия" всё профукает?

21.08.2008

Георгий Бовт. "Офшорная аристократия" всё профукает?

Как легко все вдруг рассыпалось. Отношения, построенные на уверениях, что "холодная война" закончилась и что у России с Западом нет вариантов, кроме как быть партнерами. Система "как бы безопасности", покоящаяся на заклинаниях, что мы взаимно друг другу не угрожаем, ракеты не нацеливаем, а если вдруг и разместим с десяток ракет у вас за околицей, так это против исключительно Ирана.

Кризис отношений России и Запада по поводу Грузии был ожидаем. Если бы не Грузия, то случилось бы еще что-нибудь, что высветило бы нашу ценностную, цивилизационную несовместимость. Саакашвили, начав военную авантюру в Южной Осетии (впрочем, авантюру ли, может, ему просто вовремя "мигнули" - мол, давай, твой черед выйти на сцену), выступил в роли чеховского "ружья на стене", которое рано или поздно должно было выстрелить. Сегодняшняя Россия в этой ситуации не могла себя повести никак иначе, кроме как так, и именно в такой форме, как она себя повела. Все прочее было бы просто не понято современным российским обществом. Запад в свою очередь не мог отреагировать на российские действия никак иначе, кроме как именно так, как он отреагировал, - однозначно став на сторону более чем сомнительного персонажа кавказской политики в лице Саакашвили и начав кричать о "русской агрессии" в уже, казалось бы, подзабытых за последние лет 25 выражениях.

Запад слишком долго наблюдал, как Россия "встает с колен", не очень-то понимая, как ему, собственно, на этот "ренессанс" реагировать. Результат "вставания" показался некомфортным. Нужен был лишь повод, чтобы чувство этого геополитического дискомфорта прорвалось в резкую реакцию, которую в России сегодня не воспринимают иначе, кроме как крайне несправедливую по отношению к русским ("из русских делают сербов!"), как проявление "двойных стандартов", как реакцию, отбросившую отношения России с Западом на годы назад. Как будто состояние вечного силового противоборства куда более естественно для этих отношений, нежели состояние партнерства.

Многие структуры взаимодействия, с трудом созданные за последние два десятилетия, вообще не сработали. Чего, к примеру, стоит совет "Россия- НАТО", если просьба собрать его экстренное заседание со стороны Москвы остается попросту без ответа? Чего стоит ОБСЕ, если организация с самого начала практически безоговорочно принимает одну сторону конфликта?

На днях в Брюсселе состоялось экстренное совещание министров стран НАТО, где в воздухе словно витал еще недавно казавшийся немыслимым тезис - "изоляция России". К ней открыто не призывают официальные лица, но именно нечто подобное сегодня всерьез угрожает нашим отношениям.

Казавшийся еще недавно экстремистским призыв республиканского кандидата в президенты США Джона Маккейна исключить Россию из "большой восьмерки" вдруг получает поддержку существенной части американской политической элиты. Будто ждали. Нас опять грозят не принять в ВТО и ОЭСР. До этого лишь отчаянным (и в чем-то наивным) оптимистам почему-то казалось, что нас туда вот-вот примут. Просто не было повода отказать. А теперь вроде как появился. Наконец-то.

К сожалению, Россия вступает в новый этап противостояния с Западом далеко не в самых благоприятных для себя условиях. У Москвы на сегодня нет союзников, во всяком случае таких, которые готовы были бы признать за Россией роль лидера в большой геополитической игре.

Внутри страны объективно на повестке дня стоит задача (неотложная, практически экстренная!) модернизации подавляющего большинства сфер экономической и социальной жизни - все, что требует срочного "ремонта" и "апгрейда", невозможно даже перечислить. Еще никому в истории не удавалось решать задачи модернизации и внешнего противостояния одновременно. Но даже эта проблема представляется не самой драматичной. Самая драматичная - иная. Ее можно формулировать как "состояние российской элиты". Кажется, Владиславу Суркову принадлежит термин, наиболее точно характеризующий нынешнюю российскую элиту - "офшорная аристократия". Она слишком коррумпирована, слишком цинична, слишком зажралась и отупела, слишком далека от народа, слишком озабочена собой, а не проблемами страны, чтобы рассчитывать на то, что ей, в ее нынешнем виде, удастся повести за собой нацию в успешном решении очень тяжелых задач. Есть ощущение, что эти люди опять все профукают.

И получается, что основная цивилизационная угроза России лежит даже не во вне, а внутри страны.


Газета Известия