Максим Соколов. 6021.

21.08.2008

Максим Соколов. 6021.

Модное сегодня понятие "информационная война" отличается большой широтой, включая в себя самые разные приемы - от изящных до невыносимо грубых. Но в информационной войне есть военно-учетная специальность, так прямо и называемая - "Спецпропаганда среди войск и населения противника". В позднем СССР кодовый номер был ВУС 6021, но учитывая, что приемы дезинформирования и запугивания вражеского населения на войне все готовы применять, весьма вероятно, что аналогичных специалистов - разве что с другим номером готовили и в армиях потенциального противника.

Для спецпропаганды среди войск и населения противника характерна крайняя решимость. Осторожных "с одной стороны, с другой стороны" не допускается. Права только та сторона (для войск и населения, являющихся объектом спецпропаганды, это сторона неприятельская), которой служит агитатор. Нет заявлений столь сомнительных, что спецпропагандист ими бы побрезгал. Имея перед собой задачу деморализовать вражеское население, что же стесняться.

В ходе нынешней кампании первая половина 40-х годов XX в. вдруг материализовалась. Сидящий в Тбилиси руководитель Центра экстремальной журналистики при СЖ России О.В. Панфилов не обинуется ничем. Вплоть до того, что транслирует сообщение "именно бомбардировки, предпринятые российской авиацией, сровняли с землей город Цхинвали, где находилось большое количество мирных жителей". Иные вспоминают в связи с такой активностью вещавшего во время войны на Англию диктора Берлинского радио по прозвищу Лорд гау-гау. Другие отмечают, что во время войны природные немцы часто брезгали совсем уже бесстыдной пропагандой на СССР, препоручая это дело пленным политрукам.

С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что в принципе человек имеет право. Мы не англичане кровожадные, чтобы подвергать лордов гау-гау суровым наказаниям. Тем более для тогдашних наказаний была та зацепка, что рейх находился с Англией, Францией, СССР etc. в состоянии войны, отчего можно было рассуждать об измене, тогда как Грузия и Россия даже дипотношений не разорвали. Спецпропагандируй сколько влезет. Проблема в ином - в грантодательстве, поскольку спецпропагандист среди населения противника в то же время является грантополучателем. Фонд Сороса, Совет Европы, National Endowment for Democracy финансируют его труды по отслеживанию нарушений свободы слова в Российской Федерации.

Со свободой слова у нас не все ладно, и потому бесстрастное и беспристрастное отслеживание непорядков по этой части есть дело самое насущное. Кто это дело финансирует - хоть Сорос, хоть национальный "ендовмент", хоть кобель рябый - неважно. Главное - чтобы ведали потомки православных земли родной минувшую судьбу. А также текущую. Но совмещать в одном лице функции Пимена и Лорда гау-гау - это что-то запредельное. В момент самого сильного наката на НКО с иностранным финансированием накатывающим даже в голову не приходила такая возможность. Вероятно, потому что они были склонны приписывать НКО изощренное коварство. Тогда как в данном случае ни малейшего коварства со стороны грантодателя нет, а есть лишь крайняя альтернативная одаренность. Так палить идею правозащитного мониторинга - это уже за гранью добра и зла.

Что наводит на грустные мысли. Некое время назад Д.А. Медведев отметил, что с кадровым резервом у российской власти все довольно плачевно. Ему тут же возразили: "А вольно же вам? Восстановите политическую конкуренцию, и у вас отбоя не будет от талантов". Судя по тому, какие таланты служат Соросу, СЕ и "ендовменту", целебное действие конкуренции порой бывает преувеличено.


Газета Известия