Роман Анин. 58-я армия обустраивает блок-посты. Наш специальный корреспондент п

21.08.2008

Роман Анин. 58-я армия обустраивает блок-посты. Наш специальный корреспондент продвигается с разведгруппой российских войск. Многие школы в Цхинвали пострадали от артобстрелов.

Границу закрывают после семи вечера — уже не проехать: говорят, потому что существует опасность обстрела. А так — вход-выход свободный, как и раньше: достаточно предъявить российский паспорт. Проверяли документы и у нас, хотя шли колонной МЧС. Но скорее это просто формальность.

Дорога на Цхинвали — сплошной поток гуманитарной помощи: грузовой транспорт из Курска, Татарстана, Мордовии… Рокский тоннель и все мосты охраняют множество российских танков и БМП.

Грузинские села вдоль Транскама горят. Никто не тушит. Но много строительной техники, которая стирает сгоревшие здания с лица земли. За рычагами экскаваторов люди в камуфляжной форме, скорее всего — бойцы вооруженных формирований Южной Осетии или ополченцы. Почему-то складывается впечатление, что восстанавливать эти села никто не собирается. Как и останавливать грабежи. Мародеров много — выносят недогоревший скарб, вплоть до банок домашнего компота.

Цхинвали начинают потихоньку восстанавливать. Люди подметают дворы, из домов выносят битые стекла. Во вторник на некоторые приоритетные объекты дали воду: больница, ГАИ, отдельные жилые дома.

Больница сильно пострадала от артиллерийского обстрела, точно так же, как многие школы: 2-я, 5-я, 6-я… Бригады МЧС восстанавливают их в первую очередь.

В целом город разрушен процентов на 20. В основном пострадали центральная часть Цхинвали и южная, куда входили грузинские войска. На севере города дома практически все уцелели. Очень много военной техники, и как-то незаметно, что она готовится к обратному маршу на территорию России.

Незаметно большого движения войск и из центральной части Грузии в Южную Осетию. Какие-то, не очень большие, группы выходят, но им на смену идут другие. Соотношение на глаз определить трудно. Я, например, сейчас вместе с разведгруппой обосновался на горе, неподалеку от Гори. Грузинские войска отведены достаточно далеко, и прямого соприкосновения с ними российские военные не опасаются, правда, постоянно ссылаются на данные разведки о том, что в районе дислокации подразделений 58-й армии действуют грузинские диверсионные группы. Так это или нет — не знаю, о серьезных стычках ничего не известно: только изредка кое-где слышны звуки стрельбы, да разведгруппа, с которой я продвигаюсь по территории Грузии, попала неподалеку от села под огонь снайпера. Обошлось без потерь — судя по всему, стрелок предпочел оставить свои позиции.

58-я армия занята тем, что обустраивает блок-посты и в Южной Осетии, и, собственно, на остальной занятой территории Грузии. Села, которые находятся в зоне контроля российских войск, практически опустели: молодежь вся уехала, остались старики, которые боятся выходить на улицы.

На блок-постах оставляют то взвод, то роту — в зависимости от «сложности» участка. Военные считают, что опасность вооруженных столкновений сохраняется.


Новая газета