Александр Степанов. Комбат миротворцев: "Пленный грузин предупредил нас: через час всё тут сотрут с лица земли".

22.08.2008

Александр Степанов. Комбат миротворцев: «Пленный грузин предупредил нас: через час всё тут сотрут с лица земли».
Герой России Константин Тимерман рассказал «Комсомолке» о самых первых часах необъявленной войны в Южной. Героями этой необъявленной войны, которую назвали «грузино-югоосетинским конфликтом», можно, наверно, назвать всех российских миротворцев. Указом президента двое из них стали Героями России - официально. Майору Денису Ветчинову, спасшему в бою в Цхинвали журналистов (в том числе и нашего Сашу Коца), это звание присвоили посмертно.
Еще одним Героем стал подполковник Константин Тимерман - командир миротворческого батальона, находившегося в столице непризнанной республики. Именно Тимерман со своими 220 бойцами принял первый, самый страшный удар несостоявшегося блицкрига войск Саакашвили, не дав грузинам с ходу занять Цхинвали.
А через полтора дня, когда от «пункта временной дислокации» батальона почти ничего не осталось, Тимерман принял решение отвести 200 своих оставшихся в живых бойцов с направления главного удара на безопасное расстояние. Ушел с минимальными, по военным меркам, потерями. Спас своих ребят от гибели.
Мы встретились с героем-подполковником в Северо-Кавказском окружном военном госпитале (у Константина - осколочное ранение голени).
- Утром 8 августа мой батальон перекрыл основные направления, по которым грузинские войска должны были войти в Цхинвали, - рассказывает Константин. - Передо мной ведь была задача: встать преградой между югоосетинскими и грузинскими войсками. И тогда по нашим позициям открыли огонь... Пошли их танки. Приходилось выходить и врукопашную - лицом к лицу... Спустя несколько часов непрерывных атак грузинской армии меня ранило... Этим же снарядом убило моего командира разведвзвода старшего лейтенанта Сергея Шевелева...
Батальон миротворцев под командованием раненного в ногу Тимермана оборонял свои позиции до 18.00 9 августа. Тут грузинские танки встали буквально перед казармой и стали бить по миротворцам прямой наводкой. Но прорваться сквозь российских бойцов им не удалось. За эти часы ада миротворцы уничтожил шесть танков противника, четыре БМП и около 50 пехотинцев.
- Единственное бомбоубежище, где можно было укрыться от артиллерии, уничтожили, - вспоминает 30-летний подполковник. - И тогда я принял решение отвести своих ребят (плюс несколько десятков женщин и детей из ближайших домов, которые прибежали к нам, чтобы укрыться от снарядов) подальше - на более выгодный рубеж. К тому же мы взяли грузинского корректировщика артиллерийского огня, и он предупредил: «Через час будет целенаправленный удар по вам. Все просто сотрут с лица земли». А к нам на выручку в это время шел 1-й батальон 135-го полка, и, связавшись с ними по рации, я узнал, что они уже вступили в бой и несут потери. Я понял: они к нам просто не дойдут.
Речь, судя по всему, идет как раз о тех соединениях 58-й армии, спешивших в Цхинвали, в колонне которых ехал командарм генерал Анатолий Хрулев. К тому времени, когда Тимерман начал отводить через лощину своих бойцов, уже были ранены и сам Хрулев, и военкор «КП» Саша Коц, и еще несколько десятков человек, уже совершил свой подвиг другой Герой России - майор Денис Ветчинов. Но свою задачу они выполнили: успели преградить дальнейшее продвижение грузин вглубь Южной Осетии.
...В середине сентября, по словам лечащего врача, подполковника должны выписать. Дома его ждут жена Юля и трехлетний сын Эдик. После отпуска Константин хочет вернуться обратно в свой миротворческий батальон. А потом, если на Кавказе все будет спокойно, - поступить в Общевойсковую академию.


Газета Комсомольская правда