Дина Джанаева. Все будет доложено генсеку. Комиссар ООН по делам беженцев завер

24.08.2008

Дина Джанаева. Все будет доложено генсеку. Комиссар ООН по делам беженцев завершил свой визит в Южную Осетию.

Во время поездки в Северную и Южную Осетию верховному комиссару ООН по делам беженцев Антонью Гутерришу в минувшую пятницу пришлось постоянно напоминать собеседникам о своем мандате, так как его не столько просили помочь беженцам, сколько пытались представить доказательства агрессии Грузии.

В Северной Осетии, где комиссар ООН пообщался с беженцами из Южной Осетии, ему пришлось выслушать массу рассказов, в которых грузинские солдаты обвинялись в совершении военных преступлений. Но многие люди вообще не просили комиссара о помощи, так как большая часть собирается возвращаться домой в ближайшее время.

«Я услышал о пережитом от беженцев, - рассказал Гутерриш. - Я получил информацию о том, что часть перемещенного населения начала возвращаться. Возвращение беженцев всегда было и будет самым предпочитаемым решением для нашей организации. ООН всегда поддерживает достойное и безопасное возвращение независимо от региона и вероисповедания».

Он пообещал, что международная помощь будет увеличиваться, однако никак не прореагировал на обвинения в адрес грузин, которые пытались донести до его сведения и жители Южной Осетии, и ее руководство.

«Я лично проинформировал Гутерриша обо всех фактах геноцида в отношении осетин, рассказал всю хронологию событий, предшествовавших войне, когда за несколько часов до кощунственного обстрела Цхинвали и осетинских сел из ракетных установок «Град», тяжелой военной техники и самолетов-бомбардировщиков была достигнута договоренность о возобновлении переговоров», - сказал корреспонденту «Газеты» Эдуард Кокойты.

По его мнению, Гутерриш, как представитель международной организации, должен знать о том, как повела себя в конфликте миссия ОБСЕ. «Как только вооруженные силы Грузии заняли позиции, территорию Южной Осетии покинули сотрудники миссии ОБСЕ, которые все же стали свидетелями нападения на Южную Осетию. Они могли все это видеть по дороге в Тбилиси, все это скопление техники, направленной против мирного города, - сказал Кокойты. - Почему они до сих пор молчат?»

Гутерриш заявил лишь о том, что «для нашей организации очень важно, чтобы перемещенное население, пострадавшие люди получили поддержку». «Для политического измерения ситуации существует другая структура ООН, которая называется Совет Безопасности. Моя роль как верховного комиссара по делам беженцев сводится к чисто гуманитарной. У меня только одна повестка дня и только одна цель - чтобы население, которое страдает, получило помощь независимо от того, каким окажется принятое политическое решение», - сказал Гутерриш.

Общий язык комиссару по делам беженцев удавалось найти не всегда. Так, Кокойты заявил, что категорически против получения какой-либо помощи через или из Грузии, хотя не возражал против проведения свободных гуманитарных акций.

Несмотря на нежелание Гутерриша комментировать увиденное в Цхинвали, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров уверен в огромной пользе таких визитов. «Появление здесь международных организаций совершенно естественно – считает он. - Мы слышали о заверениях, что они воздерживаются от политических оценок, и даже поддерживаем их в этом, но нельзя забывать о тех сотнях людей, которые никогда не насладятся плодами демократии».

Перед отъездом верховный комиссар по делам беженцев ООН все же пообещал доложить обо всем генсеку ООН. «Мы обсуждали здесь такой широкий спектр гуманитарных вопросов, которые предстоит решить. Они выходят за пределы моего мандата, поэтому я доложу обо всем генсеку ООН», - сказал он.


Газета.GZT.RU