Милан Шульц (Milan Schulz). 1968 год, Россия и Грузия. Саакашвили дал Москве прекрасный повод продемонстрировать размах своей великодержавности. И шестьдесят восьмой год неожиданно вернулся. ("Cesky r

25.08.2008

Милан Шульц (Milan Schulz). 1968 год, Россия и Грузия. Саакашвили дал Москве прекрасный повод продемонстрировать размах своей великодержавности. И шестьдесят восьмой год неожиданно вернулся. ("Cesky rozhlas", Чехия).
Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru' . Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Gerolf , за что мы ему крайне признательны
Сначала казалось, что Россия не собирается отмечать сороковую годовщину своего безобразного поступка по отношению к Чехословакии. Она вообще не делает официальных заявлений по поводу своего советского прошлого, ибо прекрасно знает, что любое подобное воспоминание грозит открыть бездонный ящик Пандоры, скрывающий бесконечную череду преступлений и зверств, накопившихся за 70-летнюю историю существования Советского Союза.
По случаю годовщины Пражской весны с российской стороны также не прозвучало ничего конкретного. Несмотря на это русская жестокость, которая была основой советской интервенции при подавлении попытки сделать диктаторский режим более человечным, не могла не напомнить о себе, причем, достаточно типичным способом.
Грузинского президента сложно назвать искусным политиком, заслуживающим восхищения. В той непростой и коварной ситуации, которая сложилась на Кавказе, и которая именно в его стране требует государственной чуткости и, в хорошем смысле слова, политиканской гибкости, он в начале августа повел себя, как слон в посудной лавке. На провокации России в Южной Осетии он ответил с помощью вооруженной силы, что дало Москве прекрасный повод продемонстрировать размах своей великодержавности. И шестьдесят восьмой год неожиданно вернулся.
Русские танки носились по чужой территории, как у себя дома. На них восседали все те же чумазые вояки с хмурыми лицами тупых исполнителей. От всего этого веяло великодержавным высокомерием, подпитываемым в равной мере и острым желанием продемонстрировать миру свою силу, и неуверенностью незваного агрессора, который догадывается, что его жестокость ничего не решает.
Этим, конечно, сегодняшняя российская демонстрация военной силы принципиально отличается от августа 1968-го. Тогда Брежнев и Гречко знали, что их безобразия сойдут им с рук, и что именно это - единственный способ отодвинуть грозящий распад Советской империи. И им это - по многим причинам и в свете многих событий мировой политики - на 20 лет удалось. Путин (поскольку Медведева как его прислужника можно не принимать во внимание) находится сегодня в более сложном положении. Проницательные комментаторы отмечают, что политически и психологически Россия сейчас оказалась в том же положении, что и Германия после Первой мировой войны.
Россия проиграла войну, которую называют 'холодная', и которая обладала всеми признаками войны 'горячей' - как по своему значению, так и по последствиям. Вокруг России - одни победители, освободившиеся от советского имперского ига, или некогда отсталые мега-государства, которые стремительно превращаются в политико-экономические державы. Например, СССР долго контролировал Китай и, определенным образом, Индию. Сегодня эти вассалы или полувассалы становятся равными, а в перспективе и превосходящими Россию соперниками. Россия по этому поводу нервничает и расстраивается, в ней растет чувство собственной неполноценности, а это, в свою очередь, создает тенденцию к появлению эксцессов даже в таких как будто бы невинных ситуациях, подобных конфликту по поводу маленького кусочка кавказской земли. У России присутствует потребность демонстрировать силу везде, где только возможно. Без сомнения, к этому ее подталкивает и подмоченная репутация бушевской Америки, где среди кандидатов на предстоящих президентских выборах не появилось ни одной харизматической личности, которую так мечтает увидеть нестабильный мир. Россия также пытается воспользоваться нерешительностью Европы в вопросе действенного объединения, которому, однако, такие действия, как те, что были продемонстрированы на Кавказе, только способствуют.
Необычайно быстро достигнутая договоренность Польши, Украины и прибалтийских государств по вопросу солидарности с Грузией удивила не только Москву, но и чешского президента, который отказался к ней присоединиться и назвал элементом 'модной волны', когда, по его словам, 'Россия считается злой, а Грузия - золотой'. Мягко говоря, странно, что президент именно той страны, которая как раз отмечает годовщину империалистического насилия, исходящего от того же источника, изыскивает для сегодняшнего его проявления формулировки почти извиняющие. И оттачивает свое ораторское мастерство на фатальной наивности грузинского президента.
В контексте сегодняшней ситуации события в Чехословакии не остались забытыми мировыми СМИ. Симптоматично, что вспоминают не только 1968-й, вышедший на авансцену благодаря событиям в Грузии, - актуальным стал и 1938 год. Московские игрища вокруг грузинских окраин очень сильно напоминают жонглирование Гитлера судетскими немцами, которое послужило подготовкой к жестокой военной агрессии против маленького соседа. А Чешской республике все это, кажется, сегодня абсолютно безразлично. Общественное сознание прагматически сосредоточено на курсе чешской кроны и развлекается аферами в духе желтой прессы. Чешское правительство 'выразило обеспокоенность' (в отличие от президента весьма лаконично) по поводу ситуации в Грузии, включая умеренную критику действий России. Но выражения решительной позиции по поводу дерзких империалистических действий России мы пока не дождались. Характерно, насколько беспечны чешские властные структуры в вопросе подготовки к неотвратимо приближающемуся председательству ЧР в Евросоюзе. Чешским властям было прямо рекомендовано открыто присоединиться к президенту Франции, председательствующему в ЕС, при его посреднической миссии в Москве, когда он договаривался о немедленном прекращении военных действий.
Помимо всего прочего, наше правительство имело на это право в символический момент годовщины советской агрессии по отношению к Чехословакии, которая ничем не отличается от сегодняшних действий России в Грузии.
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Gerolf
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 25 августа 2008, 10:26
Оригинал публикации: Rok 1968, Rusko a Gruzie


inoСМИ.RU