Ольга Павликова, Ольга Болотова, Мадина Шавлохова, опрос подготовил Александр Саргин. До независимости рукой подать. Обе палаты парламента единогласно призвали Дмитрия Медведева признать суверенитет А

25.08.2008

Ольга Павликова, Ольга Болотова, Мадина Шавлохова, опрос подготовил Александр Саргин. До независимости рукой подать. Обе палаты парламента единогласно призвали Дмитрия Медведева признать суверенитет Абхазии и Южной Осетии.
Федеральное собрание России прервало свои каникулы и провело вчера чрезвычайное заседание. Обе палаты с большим эмоциональным подъемом одобрили обращение к президенту России с призывом признать суверенитет двух бывших автономий, входивших некогда в состав Грузинской ССР, - Абхазии и Южной Осетии. В Совете федерации из 178 членов от списочного состава на заседание явилось 130 человек, проголосовав все как один "за". В Госдуме случился полный аншлаг. Если верить электронному табло, то голосовали все до единого 450 членов от списочного состава палаты, и тоже все "за".
Такое единодушие, впрочем, не означает, что президент России немедленно последует призыву сенаторов и депутатов. Не исключено, что указ о признании будет отложен, а сама возможность его подписания окажется одним из козырей в игре России с Западом, которая развернется в преддверии саммита Евросоюза, намеченного на 1 сентября.
В здании Совета федерации вчера было заметно оживленнее, чем обычно. Кулуары заполнились сотрудниками аппарата верхней палаты и гостями. Все внимание присутствующих было сосредоточено на экране большого телевизора в холле на втором этаже. Внеочередное заседание открыл спикер верхней палаты Сергей Миронов.
«Нам сейчас предстоит принять, не побоюсь этого слова, историческое решение - обратиться к президенту Российской Федерации с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии, - начал он и продолжил: - Я призываю вас, мои дорогие коллеги, единогласно поддержать историческое обращение».
Спикера, отметившего, что «иначе как геноцидом зверство грузинской военщины в Южной Осетии назвать нельзя», поддержал сенатор от Дагестана, первый зампред комитета Совета федерации по международным делам Ильяс Умаханов: «На фоне клинических проявлений политического самовозбуждения и истерии грузинского руководства и его покровителей мы должны спокойно, но твердо и решительно поддержать процесс обретения независимости Южной Осетией и Абхазией».
После этого слово взяли руководители Южной Осетии и Абхазии. Они были предельно кратки, но очень эмоциональны. Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты поблагодарил руководство России и весь народ за поддержку в трудные минуты: «Южная Осетия никогда больше не будет находиться в одном государственном пространстве с Грузией». Кокойты призвал верхнюю палату поддержать волеизъявление осетинского народа.
20 лет спустя
Затем выступил лидер Абхазии Сергей Багапш. Он напомнил присутствующим, что за 20 лет существования Грузии как самостоятельного государства она девять раз устраивала геноциды против народов Южной Осетии и Абхазии. «О чем это говорит? Стоит ли продолжать этот разговор? Это заседание проходит в поистине исторический день, когда не просто определяется независимость, а решается судьба маленьких народов, которые тоже хотят жить в палитре всех народов мира, дополняя друг друга и привнося в эту структуру свои обычаи и свою культуру, - заявил абхазский руководитель. - Ни Абхазия, ни Южная Осетия больше никогда не будут с Грузией в одном государстве».
Сенаторы в необходимости признания независимости Абхазии и Южной Осетии были единодушны. Только представитель Ингушетии Исса Костоев внес в дискуссию оригинально прозвучавшую историческую нотку, подчеркнув, что все, что сейчас происходит с народами Кавказа, - это последствия непродуманной и бесчеловечной политики Сталина, который по-своему кроил границы.
«Мучения этого народа, как и многих других народностей Кавказа, напрямую связаны с действиями сталинского режима, который выселял целые народы: чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев», - сказал он. С его точки зрения, было бы неплохо объединить две Осетии, как это было прежде.
Наконец, Сергей Миронов предложил закончить прения и после паузы, приличествующей историческому моменту, объявил голосование. Проект поддержали единогласно - все 130 сенаторов, находившихся в зале, то есть 70% общего списка.
В Госдуме проголосовало 100%
Через два часа после заседания верхней палаты депутаты Госдумы приняли аналогичное обращение к президенту Дмитрию Медведеву и странам - членам ООН. Это был редкий случай, когда все депутаты независимо от их партийной принадлежности, покидая зал заседаний, говорили одно и то же: мы поддержим это заявление и уверены, что с нами согласится и Дмитрий Медведев.
В нижнюю палату, как и в Совет федерации, приехали лидеры обеих непризнанных республик.
"За 20 лет существования Грузии как независимого государства Тбилиси совершило девять актов военно-масштабной агрессии против Южной Осетии и Абхазии. Нужны ли еще более веские аргументы, чтобы убедиться в невозможности существования наших республик в рамках Грузии? Нет, мы больше никогда не будем жить с Грузией в одном государстве", - одним из первых обратился к депутатам Сергей Багапш.
Вслед за ним с просьбой о признании независимости Южной Осетии обратился Эдуард Кокойты. "Нередко от различных высоких представителей мирового сообщества мы слышим, что осетин погибло не так уж много, что масштабы наших потерь и размеры Южной Осетии не велики, чтобы можно было бы признать Южную Осетию в качестве независимого государства, - подчеркнул он. - Хотелось бы спросить у этих горе-руководителей западных стран: сколько, в их представлении, должно погибнуть людей, чтобы они сочли нас достойными признания?"
Дипломатическое эхо признания
После этого о своих впечатлениях рассказали депутаты Арсен Фадзаев и Виктор Водолацкий, посетившие Цхинвали в первые дни войны. Затем началось обсуждение по существу.
"Военная операция Саакашвили в отношении Южной Осетии была предпринята в нарушение международных обязательств Грузии. Эта варварская агрессия в одночасье перечеркнула 15-летние дипломатические и миротворческие усилия России, направленные на обеспечение территориальной целостности Грузии. В связи с этим мы обращаемся к вам, Дмитрий Анатольевич, с просьбой рассмотреть вопрос о признании Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве самостоятельных и суверенных государств", - процитировал текст обращения председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, член ЛДПР Алексей Островский.
В отличие от обращения к российскому президенту, в документе, адресованном странам - членам ООН, подчеркивалась, что помимо вопроса о признании независимости темой обсуждения мирового сообщества должны стать информационная безопасность и использование грузинскими властями финансового и военного покровительства некоторых иностранных государств.
После того как депутаты единогласно поддержали оба текста обращения, им пришлось обсудить более сложные темы, например, какие еще страны будут готовы поддержать Россию, также признав власти в Цхинвали и Сухуми. "Любое развитие ситуации, имея в виду перспективы международного признания этих республик, - это лучше, чем нахождение в составе целостной Грузии, поскольку руководство Грузии видит сохранение свой территориальной целостности исключительно путем фактического уничтожения осетин и абхазов", - ушел от прямого ответа на вопрос корреспондента "Газеты" Алексей Островский.
Лидеры непризнанных кивают на косоваров
Столь же расплывчатыми были и высказывания лидеров самопровозглашенных республик. «Мы имеем больше политико-правовых оснований, чем Косово, для признания, - заявил Кокойты корреспондентам «Газеты». - Когда я говорю «мы», я имею в виду и Южную Осетию, и Абхазию. И это должны понимать во всем мире». По его словам, от признания суверенитета даже одной Россией Осетия выиграет в любом случае.
Сергей Багапш был более оптимистичен. Он в интервью корреспондентам "Газеты" выразил надежду, что рано или поздно их признают "все справедливые страны, не признающие политику двойных стандартов".
Между тем оба лидера остереглись высказываться по вопросу о вступлении своих республик в состав России, предпочитая не форсировать события. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в то же время заметил корреспондентам "Газеты", что позицию России, скорее всего, поддержат государства с левыми идеологиями.
При этом лидеры всех фракций один за другим подчеркивали, что у Багапша и Кокойты больше оснований требовать суверенитета, чем у Косово, чью независимость Россия не признает до сих пор. Ведь у Приштины никогда не было своей государственности, отмечали они.
Подаст ли рукой?
Однако и после единодушного порыва депутатов и сенаторов осталось неизвестно, поддержит ли его Дмитрий Медведев. После голосования председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что Россия признает независимость этих республик, и, возможно, очень скоро. Лидер фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев предположил, что это случится уже на этой неделе, ведь на 1 сентября намечен чрезвычайный саммит ЕС, посвященный Грузии.
Какую стабильность принесет признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии?
СЕРГЕЙ КАРАГАНОВ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:
- Никакой стабильности признание не принесет, но это - естественный ход начавшейся холодной войны Запада против России. Да, безусловно, холодная война началась, и еще раньше можно было говорить об ее предпосылках. В случае если Россия признает независимость Абхазии и Южной Осетии, ответных ходов у США может быть столько, что их считать-не пересчитать. И тем не менее, как и в случае атаки Грузии на Южную Осетию, это будут ходы пешек в многоканальной игре.
Надеюсь, что мы закончим эту холодную войну раньше, чем прошлую. И еще мне хочется верить, что Россия выйдет из нее не с поражением, но с победой. Ведь шанс выиграть ее у нас есть, и будет это в случае, если мы развалим старую систему холодной войны Запада, добьемся стратегического союза с Европой и одновременно частично переориентируем свою экономику на растущие азиатские рынки.
И ни в коем случае нам нельзя прекращать модернизацию общества и демократизацию политической системы. Главное - не поддаваться на уловку сверхцентрализации, из-за чего, собственно, мы и проиграли прошлую холодную войну.
АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО, член научного совета Московского центра Карнеги:
- Я не вижу прямой связи между признанием и стабильностью, потому что эти территории существуют не сами по себе и вокруг них постоянно происходят какие-то процессы. Стабильность обеспечивается не признанием, а тем, что Россия, скажем, полностью будет гарантировать развитие Южной Осетии и вкладывать туда деньги.
А признавать или не признавать... Знаете, можно и не признавая там все полностью построить, и стабильности от этого меньше не будет.
Что же касается Абхазии, то там, откровенно говоря, достаточно шаткая стабильность, и еще очень много факторов будут влиять на обстановку в этой республике. И вообще, эти территории еще не признаны, а вот когда это произойдет и будет признание со стороны хотя бы одного государства, то тогда и можно будет о чем-то говорить. Я имею в виду признание независимости этих территорий со стороны тех государств, которые имеют непосредственное отношение к конфликту. В частности, Турция, но признание ею этих республик я считаю абсолютно невозможным.
АЛЕКСЕЙ АРБАТОВ,
руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН:
- Речь идет не о стабильности, а о том, что президент России обещал: наша страна будет руководствоваться волей этих двух маленьких, но гордых народов. Поскольку они ярко выразили свою волю, то Россия и будет выполнять свои обязательства.
Конечно, Грузия объявит это агрессией и аннексией, потом ее поддержит НАТО и Евросоюз, а нас не поддержит СНГ, Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, страны БРИК (кроме России, это Бразилия, Индия и Китай. - "Газета"). Короче говоря, будет создан новый узел очень серьезных проблем, и эти республики будут постоянно нуждаться в российском военном присутствии. Грузия же будет срочно перевооружаться и вступать в НАТО, чтобы под его прикрытием снова пытаться решить территориальные вопросы.
Так что здесь речь идет не о стабильности, а о сочувствии к этим народам, которые хотят получить независимость или, может, даже войти в состав России - и российское руководство решило пойти им навстречу.
Что касается разговоров о том, что в случае признания независимости этих территорий мы там будем на легитимной основе держать свои войска, то, знаете ли, это некая легитимность для самоуспокоения. Ведь ООН они никогда признаны не будут, а войска мы там можем держать, опираясь на Дагомысское соглашение 1992 года, которое может быть вечным и которое без нас никто не отменит. А вот если сейчас Медведев отложит признание, то может начаться большая и очень интересная игра. И все равно главное условие - обеспечение безопасности этих народов и неповторения произошедшей трагедии. И, само собой, сохранение российского военного присутствия на очень долгое будущее. Если формально будет подвешено наше признание этих территорий, то, например, мы можем потребовать, чтобы Грузия стала нейтральным государством, подписала договор о неприменении силы или, скажем, не только отвела свои войска, но и вообще под международным контролем ликвидировала тяжелые вооружения. Зачем они ей, если воевать не собирается?
Да много чего можно было бы выторговать, что было бы в интересах безопасности России. И, кстати, это надежно обеспечило бы фактическую, а не символическую безопасность осетин и абхазов.


Газета.GZT.RU