Елисо Чапидзе, Мари Отарашвили. Темур Якобашвили: Кто начал войну? Кто да - Россия!

25.08.2008

Елисо Чапидзе, Мари Отарашвили. Темур Якобашвили: Кто начал войну? Кто да - Россия!
Государственный министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили согласен с тем, что в связи с войной в Цхинвали в обществе накопилось слишком много вопросов, и готов ответить на самые острые из них. По его словам, он никогда не смирится с российской оккупацией.
Кто реально начал этот конфликт?
-По моему мнению, после Косово Россия приняла решение осуществить военную операцию в Грузии и начиная с марта готовила всяческие основания для этого. Т.е., если перечислить хронологически, вспомните, первым долгом Россия вышла из санкций СНГ. Нашим западным друзьям мы сказали, что это были не только экономические санкции. 95% этих санкций касались военного сотрудничества, вооружения и т.д.
В апреле Россия решила установить прямые отношения с сепаратистскими лидерами. К маю начались всякого рода провокации: помните наверно - был сбит беспилотный летающий аппарат. Также у нас были информации, что сепаратистам начали доставлять серьёзное вооружение. Затем ввели т.н. миротворцев, которые никак не вмещались в мандат миротворцев, поскольку это были десантные силы. Ввезли тяжелую военную технику, гаубицы.
Помним, как ввозили и вывозили оружие т.д. Прибавьте ко всему этому строительство железной дороги, о котором мы говорили, что она военного назначения, а нам твердили, что якобы гуманитарного. Были массовые разведки в Кодорском ущелье. Имелись все признаки того, что идет подготовка к военной оккупации.
В Цхинвальский регион поступало большое количество вооружения. Для укрепления строились военные пункты. Со стороны Рокского тоннеля бесперебойно ввозилось вооружение, которое в основном складировалось в Джава. В Джава построили укрепленный район, построили специальное здание на 300-500 человек, где должны были расположиться войска.
Были все признаки того, что Россия готовится к военной агрессии, и мы постоянно говорили об этом нашим западным коллегам, поднимали тревогу. Пришли ко мне европейцы и сказали: упоминание слова война в этом городе неприемлемо. Поэтому сегодня я говорю: в эту войну нас ввязала не только Россия, но и Запад тоже.
Можно ли было избежать всего этого собственными силами или получением ПДЧ НАТО?
-Получением ПДЧ, можно было. Я глубоко убеждён, что, не дав нам ПДЧ, был дан зеленый свет России.
Был бы у нас ПДЧ, не посмела бы Россия привести в исполнение свои намерения?
-Не посмела бы.
Была ли у вас надежда, что Россия не вмешалась бы, не ввела бы 58-ю армию и т.д.?
-Президент тогда дал приказ не идти и завоевать, а погасить все огневые точки. Ни о чем более речи не было. Чтобы погасить обстреливающую Тамарашени (грузинское село в зоне конфликта - ред.) точку, нужно идти через Цхинвали, т.е. волей-неволей, нужно брать эти места, и мы их взяли. Мы уничтожили колонну, следующую внутрь региона у моста Большой Гупты. Позднее выяснилось, что это была 58-я армия, командир которой был тогда же ранен.
И еще мы 2 раза дали коридор для вывоза раненых.
-Мы уже были перед реальностью начавшейся войны. Мы не вторгались во Владикавказ и ничего там не сжигали. Мы защищали от огня наши деревни. Были начаты оборонительные операции. Это требует смелых действий, войти и остаться. Не правда, что Цхинвали мы бомбили градами. Цхинвали обстреливался артиллерией.
Оказалось, что к тому времени в Цхинвали были привезены 50 русских журналистов. 7-го они уже там находятся. Выясняется, что 7-го уже были привезены новобранцы 58-й армии. До того были доставлены коммуникационные системы русских в Цхинвали и Джава, и вдруг оказалось, что в Грузию за 2 дня были введены 2000 танков и 25000 солдат. Любой эксперт скажет, что это невозможно, если не запланировано заранее. Пилоты, сбитые нами, были призваны на службу за 4 дня. Если не намереваешься воевать, зачем же это было делать?! А президент Грузии за 4 дня до того был с визитом в Италии. Если бы не наши ребята, которые смогли остановить их, взяв Цхинвали, они бы ворвались в Тбилиси.
Потом Тбилиси был в окружении. Что было потом - как Тбилиси избежал вторжения войск и бомбежек?
-Когда наши начали бомбёжку, мы обстреливали не градом, а системой называющейся Дана, которая более точная. Мы бомбили министерство обороны, дом правительства, министерство внутренних дел. Градом обстреливался не Цхинвали, а высоты вокруг Цхинвали, неконтролируемые нами объекты, откуда нас обстреливали. Мы вошли в Цхинвали и взяли город за 4 с половиной часа. Все военные эксперты называют фантастическим операцию. Давайте скажем откровенно: осетины не плохие вояки, наоборот, они хорошо воюют и мы взяли город с минимальными потерями за 4 с половиной часа.
Что подразумевается под минимальными потерями?
-Тогда у нас было примерно 40 погибших.
Почему вы скрываете реальную цифру погибших?
-Не скрываем, и скажу, почему не скрываем. Когда мы взяли Цхинвали, "Human Rights Watch" подтверждает, что в Цхинвальском госпитале погибших было 47 человек, в основном люди в "комуфляжах". Русские тут же подняли крик о якобы 2000 погибших гражданских лиц. Что значит 2000 человек? Они лгут: на сегодня 2000 человек стали много меньше-133, они сами подтвердили цифру, так что же происходит? Как только мы взяли Цхинвали, сразу же начался обстрел с воздуха и суши. Мы 3-жды вышли из Цхинвали, потому, что Россия бомбила с воздуха. В этой войне произошла такая интересная вещь: по моим данным нами были сбиты 17 самолётов и 3 вертолета. Не знаю точных цифр, но как мне вчера рассказали, Джава переполнена сгоревшими русскими танками.
Мне было известно, что мы уничтожили более 60 танков, оказалось, их намного больше. По нашим сведениям вместо 500 человек потерь русской армии, оказалось более 3000.
Я говорю только о российской армии, По сведениям осетин знаю, что они пишут сами: из 500 бойцов ОМОНа в живых остались 3. Т.е. уничтожены войска сепаратистов, 300 человек "боевиков", большая часть 58-й армии, 60 человек псковской дивизии. Когда это произошло, Путин прибыл во Владикавказ, и тогда на нас набросились со всеми силами. Наша артиллерия показала им кузькину мать.
На суше бы еще давали отпор. Наши ребята жгли и жгли все, прибывшее через Рокский тоннель, но противовоздушные системы что имели, то имели.
Но надежды на то, что Грузия победит Россию, у нас не должно было быть, не так ли?
-Нет, победить не смогли бы. Бой шел для того, чтобы выиграть время. Если бы мы их не остановили тут, у Ларса уже стояли 500 танков, из Абхазии привезли десант на кораблях и начали обстрел баллистическими ракетами, т.н. "Искандерами", стреляли из " Точки -У", также кассетные бомбы- применили запрещенные виды оружия. До уничтожения радаров, в один период над территорией Грузии находились более 70 российских летательных аппаратов. Ни у кого нет иллюзии, что мы победим российскую армию. Но мы сделали политический выбор: сдаться, как 22-ой армии сдались, или бороться. Мы боролись. Русские сначала сказали, что их ущерб исчисляется 7 миллиардом. Теперь говорят 12 миллиардов. Думаю, что ущерб во много раз больше. Мы воевали до тех пор, пока имело смысл воевать, Потом, мы вывели наших ребят потому, что не могли дать им погибнуть. Им безразличны их люди, нам нет. Мы не могли допустить напрасных жертв от авиационных ударов, там сухопутные бои уже не имели смысла.
-Мне известно, что во время военной ситуации Саакашвили попытался связаться с Медведевым. Какой был итог?
-Никакой. Не связали. Реально Россией правит Путин. С нашей стороны было много попыток контактировать с Медведевым, который был очень осторожен. В сентябре планировались встречи на высшем уровне. То, что с Россией нужно иметь нормальные отношения, это реальность. Нам никак не удалось убедить запад в том, что Россия готовилась к войне.
Америку тоже?
- И их тоже. Все же надеемся на их помощь. Но реально произошло так, что для того чтоб показать всем, что у нас проблема не сепаратизма, а России, эти события оказались неминуемыми, и из-за этого погибла часть нашего населения.
Резонанси


Грузия-онлайн