Александр Узких. Родные уральского летчика, погибшего в Осетии: "Мы до последнего верили, что Игорь жив".

25.08.2008

Александр Узких. Родные уральского летчика, погибшего в Осетии: «Мы до последнего верили, что Игорь жив».
«Груз-200» привезли в аэропорт «Кольцово» в субботу вечером. Цинковый гроб с телом Игоря отвезли в Ревду, в дом его родителей.
Хоронили летчика с большими почестями. Только почетный караул приехал колонной с сопровождением. На четырех грузовиках приехало около сотни солдат - пехотинцев, летчиков и моряков, оркестр ПУрВО. Не говоря уже о нескольких сотнях гражданских, пришедших проститься с Игорем Ржавитиным. Движение на ближайших дорогах перекрыли.
- Что тут происходит? - спрашивали друг у друга прохожие.
- Героя, летчика нашего хоронят.
- Ржавитина? Да как так? Ведь говорили же, что это не он, - удивленные зеваки останавливались, заходили в зал прощания.
Гроб с «Грузом-200» занесли в зал под аккомпанемент оркестра, установили на красном постаменте, в окружении почетного караула. На гробе - российский флаг и фуражка, вокруг - горы цветов. Родственников усадили рядом на стулья - стоять ни у кого не было сил. Ни физических, ни моральных.
- Мама, мама! Что с тобой? - всхлипывала Маша, дочка Игоря Ржавитина. Ее мама внезапно побледнела и чуть не потеряла сознание. Она не могла ни стоять, ни сидеть. Свекровь Галина Тимофеевна подхватила ее, и так, обнявшись, вдова и мать разрыдались. Маленькой Машеньке стало плохо, медикам пришлось дать ей валерьянку.
Тишину нарушала только музыка. Все молчали. Просто подходили к гробу, клали цветы и отходили в сторону. Затем приехал священник и провел обряд отпевания. Прощались с летчиком-испытателем почти два часа.
Вместо мужа Любу встретил его начальник
Игорь Ржавитин родился в Ревде. Там до сих пор живет почти вся его родня. После школы он поехал учиться в Челябинское авиационное училище. Как летчик-испытатель стал летать еще в 1999 году. Воинский долг помотал по гарнизонам, но в последние годы Ржавитин вместе с женой и детьми обосновался в Ахтубинске, Астраханской области. Там в школу пошли дети - сын Денис и дочка Маша. Именно с той части его и командировали в Южную Осетию. А 9 августа самолет полковника Игоря Ржавитина Ту-22 сбила в небе над Цхинвали грузинская система ПВО.
- Люба уезжала к родне на Дальний Восток. Тогда узнала, что Игорь пропал, - рассказала «Комсомолке» двоюродная сестра летчика Наталья. - Мы и сами до последнего верили, что он просто попал в плен. Приходила информация, что несколько летчиков в плену. Но потом в Красном Кресте мы узнали, что в списках раненых он не значится.
Когда Любовь Ржавитина вернулась в Ахтубинск, в аэропорту ее встречал не муж, а гарнизонное начальство… На опознание пришлось ехать в Ростов-на-Дону. Мужа она узнала по родинке на руке. Все остальное было мало похоже на человеческое тело. На родину Игоря привезли в цинковом гробу.
- Он был мужчиной на все сто процентов, - говорит двоюродная сестра Игоря, Наталья. - Был настолько идеальным, что второго такого еще поискать надо. И говорю я это вовсе не потому, что о покойных - только хорошо… Это не тот случай. Он был талантлив во всех сферах жизни. Почти всю мебель дома сделал своими руками, был душой любой компании, особенно когда мы родней собирались. А нас много - меньше тридцати человек никогда не собиралось. Я ни разу не видела, чтобы человек улыбался всегда. А он был именно таким. Не говоря уж о том, что он был замечательным другом, товарищем.
Герой огорчил только один раз
В последний путь до кладбища Игоря провожал дождик, но в то же время ярко светило солнце. Есть в этом что-то символичное. По крайней мере, для родственников. Не зря это считают хорошей приметой. А там, на кладбище, Игоря похоронили не в обычной могиле, а на аллее воинской славы.
Гроб опускали под залпы винтовок и звуки гимна России. При первом же выстреле дочка Маша истошно закричала. Девочку поддержали почти все женщины семьи. Ведь именно тогда стало понятно, что это - последний миг, когда Игорь рядом с ними. А после не выдержала уже его мама. Галину Тимофеевну отвели в сторонку, посадили и позвали врачей. Ей померили давление, накапали валокардин. Слез не могли сдержать даже мужчины.
- Есть такая работа - Родину защищать, - торжественно заявил военком Свердловской области Александр Клешнин. - Игорь выбрал такую работу. Он прошел две войны в Чечне и при выполнении очередного боевого задания погиб. За мужество и героизм, проявленные в ходе операции по принуждению Грузии к миру при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, полковник Игорь Викторович Ржавитин представлен к присвоению звания Героя России посмертно.
- Он огорчил нас только один раз. Сейчас… - прошептала и опустила глаза двоюродная сестра героя.


Газета Комсомольская правда