Уильям Харрисон (William Harrison). Следующая - Украина? Москва полагает, что Ющенко это некая аномалия. ("The Guardian", Великобритания).

26.08.2008

Уильям Харрисон (William Harrison). Следующая - Украина? Москва полагает, что Ющенко это некая аномалия. ("The Guardian", Великобритания).
Те, кто считает, что следующей Южной Осетией станет Крым, игнорируют существующие между ними различия, а также более вероятный план российских действий
Бывший помощник госсекретаря США Ричард Холбрук (Richard Holbrooke) выступил 11 августа с утверждением о том, что Украина станет следующей целью 'усилий Москвы по созданию новой сферы гегемонии'. Эта идея подобно лесному пожару распространилась по западным СМИ и миру политики, вызвав обеспокоенность у экономистов.
Анализ этот основан на кажущейся схожести ситуации в Южной Осетии и Крыму, а также на огульном толковании имперских намерений Москвы при вторжении в Цхинвали. Однако ситуация на самом деле гораздо сложнее, чем предполагается в данном анализе.
Во-первых, состояние дел в Крыму и в Южной Осетии далеко не так похоже, как представляют себе некоторые люди. Когда распался Советский Союз, жители Крыма проголосовали за то, чтобы находиться в составе независимой Украины. Было бы чрезмерным упрощением утверждать, что поскольку 58 процентов жителей полуострова этнические русские, то все они хотят быть частью России и независимыми от Украины. 'Я просто хочу, чтобы москали и хохлы (презрительное название русских и украинцев, соответственно) оставили нас в покое, чтобы мы жили своей жизнью', - сказал мне русский таксист, когда я приехал в мае в Крым.
Крым, являясь частью Украины (со своим собственным парламентом), несмотря на периодическое обострение сепаратистских настроений, не демонстрирует и намека на вооруженный конфликт в своем стремлении к союзу с Россией. Несомненно, у России есть возможности для того, чтобы создать там проблемы - с учетом того, что в Крыму базируется ее Черноморский флот, а российские солдаты занимают (незаконно) маяк. Россия может спровоцировать такую ситуацию, в которой украинские силы можно будет представить в качестве 'агрессора', выступающего против русских. Но обстановка там гораздо спокойнее, чем в Южной Осетии, и существенной эскалации напряженности в Крыму не отмечается.
Во-вторых, цели российской интервенции в Южной Осетии и Грузии далеко не ясны. Марш на Тбилиси или нападение на Крым стали бы однозначной демонстрацией российских намерений, которые на сегодня по-прежнему довольно непонятны. Эта война стала для России пиар-катастрофой. Репутация страны в глазах западных политиков и инвесторов упала до самого низкого уровня времен 'холодной войны'. А если Москва решит завладеть Крымом, она окажется под угрозой гораздо более серьезной изоляции.
Третье, и самое важное: Москва по-прежнему верит, что при помощи 'мягкой силы' она сможет победить в битве за власть на Украине в ходе очередных президентских выборов в 2010 году.
Президент Виктор Ющенко на этой неделе заявил о наличии у него доказательств того, что премьер-министр Юлия Тимошенко предала Украину и работает на Россию. Молчание Тимошенко по поводу войны, а также ее уклончивость в вопросе вступления в НАТО способствовали усилению обвинений в ее адрес. Суть их состоит в том, что она пойдет на президентские выборы в 2010 году по 'московскому билету'. Это вполне вероятно, поскольку Москва, скорее всего, решила разнообразить свои усилия после эффектного провала ее попыток сфальсифицировать итоги выборов в 2004 году в пользу одного из кандидатов - Януковича.
С другой стороны, Ющенко идет за Саакашвили в толковании событий конфликта. Он позиционирует себя перед выборами в качестве антимосковского кандидата и хочет воспользоваться угрозой российского вторжения, дабы подтолкнуть НАТО и заставить альянс предложить ему план подготовки к членству.
Есть еще и другой, психологический аспект. Москва полагает, что Ющенко это некая аномалия, отклонение от нормы, что этот человек пытается подорвать страну и увести ее с правильного пути единства с Россией. Военное нападение стало бы сродни признанию поражения: будучи не в силах убедить Украину, что 'российский путь' ведет вперед, Москва прибегает к применению силы в качестве постыдного последнего средства, провалив попытки подтасовать выборы в 2004 году.
Вместо российского нападения следует ожидать, что московская политическая элита будет по-прежнему провоцировать беспорядки и создавать проблемы в Крыму и по всей Украине. Это и выделение средств из московского городского бюджета на эскалацию напряженности, и выдача российских паспортов, и мощное финансирование президентской гонки в поддержку одного из более пророссийских кандидатов.
Евгений Еремин, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 26 августа 2008, 15:19
Оригинал публикации: Is Ukraine next?


inoСМИ.RU