Лали Зиракишвили. Ладо Папава: "Я не раз критиковал правительство. но невозможно не отметить позитив!"

26.08.2008

Лали Зиракишвили. Ладо Папава: «Я не раз критиковал правительство. но невозможно не отметить позитив!»
Министериал стран НАТО ясно показал, что война с Грузией основательно поколебала имидж России, в последние годы чуть ли не вернувшей себе мощь сталинских времен. Что потеряет Россия, а что - Грузия, какие военные и политические перспективы есть у двух находящихся в состоянии войны стран - на эти темы с нами беседует бывший министр экономики, бывший депутат, профессор Ладо Папава.
- Как вы думаете, лидеры этой страны не смогли просчитать ожидавшиеся результаты или мнение остального мира Россию просто не интересует?
- Усиление России имеет две причины: первая - экономическая, вторая - политическая. Но Россию усилили не экономические реформы, а непрерывный рост цен на нефтепродукты. Кроме этого, надо учесть и другой момент: вследствие масштабов российского рынка она всегда была привлекательной для зарубежных инвесторов, даже при сформировавшихся в этой стране правилах игры. Что касается политической мощи, это заслуга Запада. После того, как распался Советский Союз, там почему-то решили, что хотя Россия и недемократическая страна, но она активно идет к демократии. Не знаю, что это было - самообман или слепая вера в идеалы - но они посчитали, что назад Россия уже не вернется, и максимально включили ее в различные международные организации и форматы. Этим они еще больше способствовали ее развитию. Вспомним: был создан специальный формат сотрудничества НАТО с Россией. НАТО никогда не примет Россию, да и Россия не захочет членства в НАТО, но, несмотря на это, Россия, не будучи членом НАТО, практически оказалась обладательницей решающего голоса, когда рассматривался вопрос о членстве в НАТО Грузии и Украины. Ведь факт, что этот вопрос заблокировала не состоящая в НАТО Россия. С Россией также посчитались, когда формат «Большой семерки» сменился «Большой восьмеркой». Это тот формат, в котором мировые лидеры рассматривают политические и глобальные экономические вопросы. Запад всегда требовал проведения в России таких реформ, чтобы стало возможным принять ее в ВТО, но Россия поначалу считала, что она и без того богата и это ей не нужно. Лишь в последние три года в России сформировалось мнение, что вступить в эту организацию ее нужно. Как видно, поняли, что невозможно жить только за счет высоких цен на нефть и газ. После того, как Россия так усилилась, она посчитала, что уже может предлагать миру свои условия игры.
Хочу обратить внимание еще на один момент, - это синдром побежденной страны. После первой мировой войны в Германии сформировался синдром побежденной страны, что способствовало разжиганию фашизма. И в России создался такой настрой, - дескать, в результате распада СССР империя потерпела поражение. Это способствовало разжиганию националистско-реваншистского феномена. Они решили, что уже достаточно сильны и могут распространить свою власть на соседние государства и показать миру, что могут сказать свое слово. Надо учесть и то, что в международных отношениях Россия часто оказывалась побежденной. Возьмем Югославию и Косово, где с Россией не посчитались; операции в Афганистане и Ираке, несмотря на противодействие России, все-таки были проведены, и ее позицию никто не разделил. Что касается Кавказа, Россия всегда противилась прокладке трубопроводов на Кавказе, но Запад одержал победу и здесь. То есть, с одной стороны, Запад создал иллюзию возможности сотрудничества с Россией, а с другой стороны, Россия так и не избавилась от комплекса побежденной страны.
- Мир показал России, что поворачивается к ней спиной. Насколько серьезный и существенный ущерб может получить Россия?
- Прежде, чем состоялся министериал, случился такой факт: был проведен тендер на выполнение работ к сочинской олимпиаде, и оказалось, что заявку подала лишь одна компания, да и то - на строительство офисного здания. В тендере на строительство спортивных сооружений никто участия не принял. Это уже серьезный удар, как моральный, так и экономический. Так что, первые симптомы уже появились. Из России начался отток капитала. Когда государство объявлено агрессором и его поддерживает только Куба, то это процесс естественный. Не проходит и дня, чтобы на каком-либо важном форуме не делались серьезные заявления против России. Россия практически в одиночестве, но у нее есть ресурсы для того, чтобы быть одной, - так было и во времена Советского Союза.
- Потому я вас и спрашиваю, - насколько сильны рычаги воздействия Запада?
- Сегодня мир уже не тот. Российский фондовый рынок значительно развит. Но в условиях войны компании утрачивают привлекательность. Единственный реальный товар, который Россия может предложить Западу, - это нефть и газ. То есть, реальная конкурентоспособность российской экономики весьма низка. У нее нет широкой номенклатуры товаров и услуг, которые могут выйти на международный рынок и быть конкурентоспособными. Кроме того, в мире существует много возможностей для введения ограничений, - например, ограничение выдачи виз российским гражданам. Семьи всей российской элиты живут за границей и получают там образование. Это весьма серьезный фактор.
- Тогда, может, поставим вопрос так: из-за маленькой Грузии Россия бросила на весы собственный имидж и судьбу страны?
- Она не рассчитала. Вспомним первое ее заявление - якобы Грузия устроила геноцид осетинского народа. Россия рассчитывала, что весь мир ее поддержит и обвинит Грузию в геноциде осетин. Второй расчет был на спасение Грузии и мира от фашизма.
- То есть, получается, что Россия решила вмешаться во внутренние дела другой страны так, как, в некоторых случаях, это делает Америка?
- Это так: как Америка объявила, что Ирак - это гнездо террористов, а главный террорист - Саддам Хусейн, а с терроризмом необходимо бороться, и этот режим надо уничтожить, так и Россия заявила, что в Грузии - фашизм. Мы даже видели по телевидению кадры, когда одного из русских солдат спросили, - что, мол, вы здесь делаете, а он ответил: мы, дескать, село от Саакашвили освободили. Перед началом этой войны, когда на Северном Кавказе проходили учения российских войск, раздавали листовки, в которых говорилось о фашистском режиме Саакашвили, да и сам термин «саакашист» ведь придумали русские.
Почему все это происходило? Россия думала, что весь мир ее поддержит. В случае с Ираком весь мир Америку не поддержал, но она не встретила и серьезного противодействия. Россия думала, что и у нее пройдет. К тому же, и почву ведь подготовила: сначала раздала населению Абхазии и Южной Осетии российские паспорта, а затем явила себя миру в качестве миротворца, защищающего этих псевдороссийских граждан.
Все это время у России, несмотря на свою агрессию, все-таки были форматы сотрудничества с остальным миром. Путин мог иногда жестко критиковать Запад, и у него это проходило. Именно поэтому Россия оказалась в плену иллюзии, что и это у нее пройдет. Маленькая Грузия оказалась пробным камнем не только для России, но и для всего мира. Победа Путина в Грузии означает поражение Запада. То есть, сегодня мы имеем не грузино-абхазский или грузино-осетинский, а грузино-российский конфликт. Вернее, конфликт Грузии и Запада.
- Была ли ошибкой продажа российским государственным компаниям наших объектов стратегического значения?
- То, что это ошибка, было ясно с самого начала. Россия хотела создать либеральную империю и, вводя в бывшие советские республики свои государственные компании, старалась восстановить свой контроль. Грузия в этом плане России фактически не сопротивлялась и даже приветствовала осуществление схемы российской либеральной империи. Но в самой России уже нет либералов, там действует политика сапога, и именно это стало сегодня очевидным. Скажем так: самое главное сегодня - что грузинская нация и грузинские политики показали свое единство. Когда проблема опасности будет снята, придет время и для обсуждений, и мы сможем говорить о том, когда и какие ошибки допустили.
- Экономика Грузии, разрушить которую русские стараются сегодня танками, отошла на второй план, но остается впечатление, что скоро с помощью Запада у грузинской экономики будет гораздо меньше проблем, чем даже до войны...
- Говорить о реальном ущербе мы не можем, потому что немалая часть Грузии занята оккупантами. Когда они выйдут и наши полицейские силы установят порядок, будет можно все это подсчитать и оценить. Но мы уже знаем, что в сенате США рассматривается вопрос о выделении для Грузии одного миллиарда долларов. Я глубоко уверен, что, кроме политической поддержки, мы получим и финансово-экономическую помощь не только от США, Евросоюза, отдельных стран-членов Евросоюза - Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития тоже разработают специальные проекты по реабилитации инфраструктуры.
Главное, чтобы Россия оставила нас в покое. С выходом российских войск экономические темы выйдут на первый план. В то же время, я как экономист не могу не высказать удовлетворение работой экономических структур, и не выделить особо банковскую систему. Абсолютно верным шагом было объявление выходного дня, ограничение интернетбанкинга. Большое значение имело и то, что зарплаты и пенсии были выплачены без задержек, что помогло избежать паники. Правительство выполнило все это успешно.
Что касается рынка продовольствия и нефтепродуктов, то паника была только ночью 11 августа. Этим показал свою устойчивость к шокам и частный сектор. Именно установившееся в стране национальное согласие исключило панику. Цены росли и без войны, но во время войны ничто не вздорожало. Вы, наверно, хорошо помните, что я и со страниц вашей газеты не раз критиковал правительство, но этот позитив невозможно не отметить. Если я буду не согласен с экономической политикой нашего правительства, то завтра я вновь скажу об этом, но ведь факт, что финансово-бюджетный сектор, потребительский рынок в этот тяжелый момент проявили себя с лучшей стороны. И причина этому, по моему глубокому убеждению - только национальное согласие.
Панкиси.инфо: газета "Версиа", Тбилиси


Грузия-онлайн