Уве Клусман. Саакашвили: "Мы не капитулируем никогда".

26.08.2008

Уве Клусман. Саакашвили: «Мы не капитулируем никогда».
Президент Грузии Михаил Саакашвили о военной интервенции России и помощи со стороны США и Израиля.
«Шпигель»: Г-н президент, ваша страна за несколько дней потерпела поражение в войне. Чем вы руководствовались, начиная военную операцию против мятежной провинции Южная Осетия?
Саакашвили: Половина Южной Осетии находилась под контролем Грузии всегда. Цель России - вообще не Южная Осетия, Москва хочет завладеть всей Грузией. В начале лета русские отремонтировали линию железной дороги в мятежной провинции Абхазия и завезли туда огромное количество топлива. Теперь мы знаем, что оно было нужно для захватнических формирований.
«Шпигель»: Были ли еще какие-либо признаки предстоящей крупной военной акции со стороны России?
Саакашвили: В начале лета мы получили сведения, что русские намереваются перебросить в Абхазию 200 танков и что на Северном Кавказе установлено наблюдение за всеми грузинами. После этого в первые дни августа югоосетинские сепаратисты начали обстреливать наши миротворческие войска, два человека были убиты, шестеро ранены. Тем не менее я отдал приказ не отвечать на огонь. Затем 7 августа мы узнали, что 150 российских танков пересекают границу между Северной и Южной Осетией. Они двигались в направлении контролируемых нами грузинских деревень. Непосредственно за этими населенными пунктами находится югоосетинская столица Цхинвали. Оттуда они имели бы возможность двигаться дальше в Грузию по любому из направлений.
«Шпигель»: Ваше изложение последовательности событий весьма спорно. Россияне утверждают, что они были вынуждены защищать соотечественников от грузинских войск. Нет сомнений: вы дали приказ использовать тяжелую артиллерию, и из-за этого пострадали мирные жители.
Саакашвили: Нам нужно было остановить российские войска до того, как они войдут в грузинские деревни. Когда наши танки вошли в Цхинвали, русские стали обстреливать город. Они, а не мы превратили Цхинвали в руины. Мы разрушили только три здания в центре города: парламент, откуда нас обстреливали, Министерство обороны и здание правительства так называемой республики Южная Осетия.
«Шпигель»: Москва планирует и это сделать предметом расследования международных судебных инстанций. В апреле и мае русские сбили над Абхазией беспилотные грузинские разведывательные самолеты. Это была уже первая битва нынешней войны?
Саакашвили: Конечно. Русские не хотели, чтобы мы увидели, что они там готовят базы для танков. А потом они намеренно спланировали начало войны на день открытия Олимпийских игр - в надежде, что мир в разгар лета не придаст внимания какому-то там конфликту на Кавказе.
«Шпигель»: Этот упрек ваши противники выдвигают именно в ваш адрес. Вы действительно верите, что южные осетины и абхазы после этой войны еще захотят иметь дело с Грузией?
Саакашвили: Это вообще не важно, захотят ли они вернуться к нам, суть в том, что мы придем к ним. Все эти регионы - часть Грузии. Как быть с сотнями тысяч беженцев оттуда? Русские проводят этнические чистки, как они это делали после Второй мировой войны в нынешнем Калининграде, бывшем Кенигсберге, и в Силезии. Кроме того, после боев Цхинвали разрушен. Вы думаете, южные осетины вернутся, чтобы там жить?
«Шпигель»: Путин намерен восстановить город на русские средства.
Саакашвили: Это цинизм. Я спрашиваю себя: зачем же тогда перед этим они завезли туда столько оружия? Претендент на пост президента США Джон Маккейн во время визита в Грузию два года назад летал над Цхинвали. Пророссийские сепаратисты обстреляли ракетой один из сопровождавших его вертолетов.
«Шпигель»: На территории, занятой российскими войсками, есть факты мародерства. Что вы собираетесь против этого предпринять?
Саакашвили: Такие дела русские, как правило, доверяют южным осетинам и казакам. Иногда участвуют в этом и сами. Из административных зданий в западной Грузии они не только компьютеры прихватили, но даже унитазы отвинтили. Это просто какое-то монгольское нашествие в ХХI веке. В моей резиденции в Зугдиди - это в западной Грузии - в моей постели сейчас ночуют русские солдаты.
«Шпигель»: Вы считаете, что Путин хочет свергнуть президента Грузии?
Саакашвили: Да. И в беседах с французским президентом Николя Саркози, и на встречах с госсекретарем США Кондолизой Райс российские руководители говорили: без того, чтобы я ушел с поста, соглашения о решении конфликта не может быть. Потом было сообщение, что если Саакашвили хочет спасти собственную голову, ему следует отказаться от Абхазии и Южной Осетии. Но я не откажусь от грузинских территорий ради того, чтобы остаться в должности. То, что Россия собирается сделать с нами, похоже на мюнхенское соглашение 1938 года, когда Гитлер добился расчленения Чехословакии.
«Шпигель»: Президент США Джордж Буш дал заверения в том, что ваша страна получит поддержку. Это поможет вам противостоять давлению Москвы?
Саакашвили: Высказывания Буша очень энергичны и во многих отношениях беспримерны. Но уникальна и ситуация. Я никогда не думал, что русские вторгнутся в Грузию с таким количеством наземных войск.
«Шпигель»: Какой еще помощи вы ожидаете от американцев?
Саакашвили: Самый главный сигнал в том, что американцы нам помогают сохранить в дееспособности наши порты и аэродромы. Ведь русские попробовали блокировать нам доступ к морю, потопив несколько судов в порту Поти.
«Шпигель»: Какой была бы ваша реакция, если бы российская армия попробовала не пропускать американские транспортные самолеты?
Саакашвили: Этот вопрос следует прежде всего задать американцам. После выступления Буша мы видели российские МиГи над тбилисским аэродромом. Но до сих пор русские не препятствовали приземлению американских военных самолетов.
«Шпигель»: Оружие и консультанты у вас в последние годы были не только из Соединенных Штатов, но и из Израиля, имеющего многолетний опыт борьбы против превосходящих сил противника. Насколько важна для вас эта помощь?
Саакашвили: В моем правительстве есть два израильских еврея - министр обороны и министр реинтеграции. А, кроме того, большую часть нашего современного оружия мы получили из Израиля.
«Шпигель»: Чего хочет добиться российское руководство своим вторжением?
Саакашвили: Экономического коллапса в нашей стране. Они хотят вызвать панику и, наконец, найти в политическом спектре нашей страны деятелей, которые бы сказали: президент должен уйти, почему мы должны страдать из-за одного человека? Россия вновь набрала силу и хочет вернуть себе то, что ей - по ее мнению - принадлежит. Но мы будем бороться до конца, пока последний российский солдат не покинет землю Грузии. Мы не капитулируем никогда.
«Шпигель»: На Западе многие считают, что после этой вооруженной операции Грузии сложно станет когда-либо получить членство в НАТО. Вы еще видите шанс на это?
Саакашвили: Сейчас у меня другие дела, об этом думать некогда. Я занят спасением моей страны.
DER SPIEGEL


Журнал Профиль