Константин Косачев: сотрудничать с Западом любой ценой не стоит, но и выводить оттуда активы преждевременно.

26.08.2008

Константин Косачев: сотрудничать с Западом любой ценой не стоит, но и выводить оттуда активы преждевременно.
Как сообщает корреспондент "Полит.ру", председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев увидел в трагедии Цхинвала, которая не решается дипломатически в рамках межгосударственного партнерства. В своем комментарии журналистам депутат-международник разделил трагедию Цхинвала на три, отметив и трагедию грузинского народа, а также необходимость для России пересмотреть основу отношений с Западом.
Однако в ответе на вопрос нашего корреспондента выяснилось, что консолидированной позиции в верхах для этого пока нет и вопросы об отзыве наших активов из США и т.п. откладываются до наступления кризисных ситуаций по конкретным направлениям российско-американских отношений, в частности, до замораживания указанных активов.
"То, что сейчас происходит, является тяжелейшим испытанием для отношений России и, так называемым, Западом. Это проверка испытаний на прочность и, как это ни парадоксально звучит, не России, а самого Запада, который все это время пытался убедить нас в существовании неких общих ценностей, которые стоят выше и национальных интересов государств, и геополитических соображений. Трагедия Цхинвала показала, что эти общие ценности оказываются для наших партнеров не просто самоцелью, сколько инструментом для реализации своих геополитических интересов. Когда нам говорили о демократии, когда нам говорили о правах человека, когда нам говорили об уважении к правам национальных меньшинств, все это имело под собой основания до тех пор, пока наши партнеры и в своих собственных действиях, а не только в призывах к России, все эти принципы уважали. Вся эта ситуация, на мой взгляд, включает в себя, если хотите, три трагедии. Первая - это собственно трагедия югоосетинского народа, который погибал под пулями и бомбами. Второе - это трагедия грузинского народа, который в силу авантюрных, бездумных действий собственного руководства лишился какой бы то ни было перспективы на восстановление территориальной целостности государства и, я думаю, на многие годы и десятилетия вперед кардинальным образом поссорился со многими народами Кавказа. И наконец, в-третьих, это трагедия отношений России с окружающим миром, когда нам приходится во многом вести, ну если хотите, переоценку самой подосновы этих наших отношений" - сказал глава комитета.
Он также указал в своем комментарии на кризис партнерских многосторонних отношений.
"Эта трагедия во многом сводится к тому, что Россия сейчас впервые за очень долгое время осознала, что через международное сотрудничество, через многосторонние механизмы, защищать собственные национальные интересы трудно, если не сказать невозможно. Это очень тяжелый этап для нашей страны, потому что до сих пор мы верили в это международное сотрудничество, мы верили в эти многосторонние механизмы, и мы постоянно апеллировали к нашим иностранным партнерам, чтобы получить помощь и поддержку <...>за рубежом, проблем сокращения уровня военного противостояния, проблем сокращения военного присутствия в непосредственной близости наших границ и так далее и так далее. Вот по всем этим позициям оказалось, что с нами ведут благие разговоры, но при этом исходя из поговорки "Васька слушает, да ест" спокойно решают свои собственные задачи. Я это называю трагедией, потому что, конечно же, такого кризиса в наших отношениях хотелось бы всеми силами избежать. И я уверен, что рано или поздно мы выйдем, мы вновь вернемся к какому-то нормальному режиму нашего диалога. Россия ни в коем случае не должна и я уверен, что это не входит в планы российского руководства, не должна скатываться на позиции самоизоляции. Международное взаимодействие для России должно сохранять собственную ценность, самоценность. Но еще раз подчеркну, только при том неизбежном условии, что мы будем видеть какую-то конкретную отдачу от этих наших международных контактов. Внешняя политика для нас, участие в каких-то международных процессах и структурах это не площадка, где мы просто пытаемся кому-то понравиться и получить оценку степени нашей демократичности, степени нашей кооперабельности и так далее и так далее. Это то пространство, на которое мы приходим для того, чтобы найти решение наших собственных задач и проблем - точно так же, как на эту площадку приходит любое другое государство" - сказал глава думского комитета.
Косачев указал на отказ "международного сообщества" признать трагедию геноцидом, в ответ на обращение России.
"При массовой гибели российских граждан под залповым огнем грузинской артиллерии - нам было в этом отказано. Нам было сказано, что это маловажно на фоне того, что решила сделать Россия, наступил глубочайший кризис, который является кардинальной, стратегической ошибкой наших западных партнеров. Кардинальной стратегической ошибкой, которая опрокидывает с таким трудом наработанные форматы доверия и сотрудничества между нами. И еще раз скажу, что сворачивать наше сотрудничество с НАТО, может быть, с Евросоюзом, может быть с Советом Европы, может быть с ОБСЕ, может быть с кем-то еще, для России совершенно точно не оптимальный сценарий. Но сохранять это сотрудничество любой ценой, ценой жертвования собственными национальными интересами Россия не имеет морального права. Это тот самый выбор, который российское руководство сейчас вынуждено и обязано сделать, отвечая перед собственным народом в первую очередь" - заключил Константин Косачев.
Отвечая на вопрос "Интерфакса" о том, был ли звонок Косачеву из ПАСЕ, он сказал. что может быть и звонили, потому что у него 130 пропущенных звонков, но поговорить с кем-то он не смог, потому что предпочел приехать в Думу на встречу с парламентскими журналистами.
"Понимаете, я - парламентарий, поэтому вопрос просто не по адресу. Понимаете, как гражданин России я могу вам сказать, что все наши шаги будут находиться в четкой зависимости от шагов наших партнеров. Это не красивая формула, это реальность. Если наши партнеры, скажем, там заморозят наши активы где-то за рубежом, разумеется, мы будем думать об ответных шагах. Если они заморозят сотрудничество с НАТО, и мы его заморозим. Если они заморозят соглашение с Евросоюзом, и мы совершенно точно не будем настаивать на продолжении этих переговоров" - сказал глава комитета в ответ на вопрос нашего корреспондента о том, является ли представленный им вывод консолидированной позицией российского руководства и последуют ли комплексные меры включая вывод российских активов из сферы контроля США.
Очень серьезной темой считает К.Косачев вопрос о развитии сепаратистских настроений после признания независимости двух кавказских республик.
"Это очень серьезная тема. Уверен, что сепаратизм возникает не потому, что где-то еще кто-то провозглашает независимость. Это тоже очень существенный фактор, но не главный, не ключевой. Сепаратизм возникает, когда народам некомфортно жить друг с другом. Вот это произошло с косовским сепаратизмом после того, что сделал Милошевич, надо об этом говорить откровенно. Это произошло в Абхазии и в Южной Осетии и после того, что натворили грузинские руководители, начиная с 19 века. В России этого нет, потому что Россия последовательно строит действительно многонациональное государство. Вот обратите внимание, что делают сейчас наши партнеры, которые нас сейчас упрекают. Соединенные Штаты Америки ведь начали с того, что уничтожили коренное население, я имею в виду индейцев, и до сих пор идет героизация того периода истории, когда герои-ковбои сражаются со злодеями-индейцами. Мы это видим, не произошло переоценки истории. А после этого объявили, что в Соединенных Штатах Америки нет национальных меньшинств, там все американцы. Франция - то же самое произошло: в 1812 году Наполеон Бонапарт ликвидировал понятие национальных меньшинств. И то что там сейчас существуют проблемы на Корсике или где-то еще, это следствие того, что национальным меньшинствам не очень там комфортно. Везде, где нет федерации, даже при самом благополучном уровне жизни - Канада, Великобритания, вот сейчас Бельгия - рано или поздно национальные проблемы начинают выходить на первый план. В России, слава богу, нет. Все, кто пытается сейчас говорить о чеченской трагедии, путают, по моему глубокому убеждению, две совершенно разные ситуации. Чеченская трагедия никогда не была трагедией противостояния двух народов. Это была трагедия прихода к власти в Чечне - в национальной республике - крайне радикального руководства, которое возвело терроризм в ранг государственной политики, как они это сами объявляли, при этом потом попыталось распространить свою зону влияния на соседние регионы. И то что сейчас в Чеченской Республике мир и порядок, это не следствие военной операции, которая была проведена там. Это следствие того, что сам чеченский народ, я это говорю это совершенно ответственно, потому что я с очень многими чеченцами эту ситуацию обсуждал, сам чеченский народ сделал выбор, что ему не надо идти за этим руководством, что чеченский народ может совершенно нормально существовать в рамках федеративной России. Я совершенно уверен, что это добровольный выбор чеченского народа. Я абсолютно уверен, что точно такой же выбор делается и другими народами Российской Федерации. Поэтому поиграть на этой теме какие-то националисты самого крайнего толка в тех или иных российских национальных регионах наверно попытаются. То, что у этого нет сколь либо реальной здоровой почвы, не сомневаюсь. Поэтому никаких осложнений для России в этом контексте не прогнозирую" - сказал Константин Косачев.


Полит.RU