Гленн Кесслер (Glenn Kessler). Непростая эволюция грузинской демократии. Политика США способствует подрыву демократических тенденций в Грузии. ("The Washington Post", США).

27.08.2008

Гленн Кесслер (Glenn Kessler). Непростая эволюция грузинской демократии. Политика США способствует подрыву демократических тенденций в Грузии. ("The Washington Post", США).
Sunday, August 24, 2008; A17
В ходе нынешнего конфликта России с Грузией американские официальные круги часто характеризуют последнюю как демократическое государство, а в свое время президент Буш назвал эту бывшую советскую республику 'маяком свободы'. На прошлой неделе, выступая в организации "Ветераны зарубежных войн США" (Veterans of Foreign Wars), президент заявил: 'Грузия стоит за свободу во всем мире - и мир теперь должен стоять за свободу в Грузии'.
Однако история грузинской демократии куда сложнее, чем можно предположить, исходя из риторики нашей администрации, и некоторые эксперты полагают, что политика США способствует подрыву демократических тенденций в этой стране.
После того, как в 2003 г. грузинская "революция роз" привела к власти президента Михаила Саакашвили и его команду, администрация Буша сократила финансирование общественных организаций гражданского общества в этой стране, направив все ресурсы на укрепление центральных органов власти - и это в тот период, когда подобные организации ослаблялись оттоком руководящих функционеров в государственные структуры. Усилия в рамках отдельной программы помощи, призванной способствовать формированию профессиональных кадров госслужащих, также были сорваны из-за возражений грузинских властей.
В результате, как отмечают эксперты и специалисты по вопросам оказания помощи зарубежным странам, после свержения в 2003 г. Эдуарда Шеварднадзе центральные власти в Грузии усилились, а иные государственные и неправительственные институты ослабли, в результате чего возможности для выражения народного недовольства сократились. В ноябре прошлого года власти, по данным правозащитной организации Human Rights Watch, избыточно применили силу для разгона в основном мирных демонстраций в столице страны Тбилиси, и Саакашвили ненадолго ввел в Грузии чрезвычайное положение.
В прошлом месяце грузинские власти предприняли дальнейшие попытки ограничить помощь неправительственным организациям, прямо заявив иностранным спонсорам, что в дальнейшем их техническая поддержка 'будет осуществляться в соответствии с прямыми запросами правительства'. Согласно материалам, распространявшимся на брифинге в правительстве 7 июля, - их предоставил один из его участников - будущие проекты должны быть связаны прежде всего с развитием инфраструктуры, например, дорожной сети и коммунальных систем. Согласно этому же документу, власти Грузии выражают 'негативное отношение' к проектам, 'рано или поздно приобретающим собственную политическую динамику, превращающимся в обузу для правительства и/или вносящим путаницу в политический процесс'.
'Грузия - полудемократическое государство. Мы поменяли одну полудемократическую систему на другую. Необходимо понимать: случившееся - это появление еще одного однопартийного государства', - отмечает Линкольн Митчелл (Lincoln Mitchell), работавший в Грузии по линии Национального демократического института (National Democratic Institute) в 2002-2004 гг., и написавший книгу (скоро она выйдет в свет) под названием 'Сомнительная демократия: внешняя политика США и грузинская 'революция роз'' ("Uncertain Democracy: U.S. Foreign Policy and Georgia's Rose Revolution").
При Шеварднадзе, объясняет Митчелл, в стране существовала свобода собраний и печати, а государство было слишком слабым, чтобы подвергать гонениям инакомыслящих. Однако госаппарат был насквозь коррумпирован, а выборы организовывались из рук вон плохо. При Саакашвили центральные органы власти укрепились, а уровень коррупции в госструктурах сократился, но свобода печати сильно ограничена, а организаций гражданского общества стало меньше. Парламент, добавляет Митчелл, был ослаблен поправками, внесенными в конституцию по требованию Саакашвили, в результате чего законодательной власти стало труднее обуздывать исполнительную.
'Преувеличивая уровень демократии в Грузии, мы подрываем ее развитие, - утверждает Митчелл; сейчас он преподает в Колумбийском университете. - Если мы преждевременно заявляем о победе, а, на мой взгляд, именно так поступила администрация Буша, в этом нет ничего хорошего ни для демократии в целом, ни для Грузии в частности'.
Том Малиновски (Tom Malinowski), заместитель директора вашингтонского отделения Human Rights Watch по проблемам общественных организаций, согласен: 'Если соотнести реальную ситуацию с тем, как преподносит себя Грузия, и как ее изображают в Соединенных Штатах, то демократия в этой стране отнюдь не идеальна'. Однако, по его мнению, если сравнить Грузию с соседними государствами - Арменией, Азербайджаном и другими бывшими советскими республиками в регионе, 'положение в этой стране гораздо лучше'.
Помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза (Matthew Bryza), отвечая на прошлой неделе на настойчивые вопросы иностранных журналистов о характере демократии в Грузии, признал: стране 'еще очень далеко до завершения процесса демократической эволюции. По ряду направлений ей еще предстоит пройти длинный путь. . . . И мы полны решимости помочь Грузии еще больше углубить развитие демократии'.
Тем не менее, специалисты по оказанию помощи зарубежным странам отмечают, что работать в Грузии им зачастую очень трудно: инициативы блокируются 'чехардой' министров и чиновников, которых Саакашвили часто меняет. Хотя в заслугу президенту можно поставить решительную борьбу с коррупцией и умение привлекать инвестиции, реального улучшения ситуации, по словам бывших и действующих сотрудников организаций по оказанию помощи, добиться бывает непросто.
'Я ехал в Грузию с огромным интересом. Я думал: у этой страны есть многообещающие перспективы, - рассказывает Джейми Фактор (Jamie Factor), 15 лет занимавшийся реализацией международных программ помощи демократическим реформам в странах, переживающих переходный период; в Грузии он работал в 2006-2007 гг. - Но меня постигло полное разочарование в плане возможности реально чего-то добиться'.
Из общей суммы в 67 миллионов долларов, которую администрация Буша запросила на помощь Грузии в 2009 финансовом году, на военную помощь предлагается выделить больше (15,2 миллиона), чем на программы по поддержке демократии (14,8 миллионов). До того, как в начале этого месяца разразился конфликт с Россией, грузинский контингент в составе возглавляемых США коалиционных сил в Ираке был третьим по величине.
'Грузия добилась гигантского продвижения в административной реформе, но для подлинной консолидации своих демократических достижений ей следует повысить эффективность ключевых институтов, укрепить политический плюрализм и усилить участие общественности в политическом процессе', - отмечалось в документе Госдепартамента, представленном в Конгресс для обоснования этих бюджетных ассигнований.
Сотрудники Агентства международного развития США утверждают, что грузинские власти не требовали от Соединенных Штатов сократить финансирование организаций гражданского общества: после 'революции роз' их ведомство само 'пересмотрело' его структуру, поскольку теперь оно могло взаимодействовать непосредственно с правительством этой страны. Один из этих чиновников, согласившийся на условиях анонимности ответить на вопросы о конкретных программах, отметил, что усилия по подготовке профессиональных кадров для госаппарата потерпели неудачу. 'Агентство может участвовать в подобных всеобъемлющих реформах только в том случае, если страна-реципиент этого хочет и поддерживает эти инициативы', - пояснил он.
Максим Коробочкин, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 27 августа 2008, 14:58
Оригинал публикации: Georgian Democracy A Complex Evolution


inoСМИ.RU