Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Levy). Дерзкая Россия и слабая Европа. На все наши 'послания' Россия отвечает одним и тем же непристойным жестом. ("The Wall Street Journal", США).

27.08.2008

Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Levy). Дерзкая Россия и слабая Европа. На все наши 'послания' Россия отвечает одним и тем же непристойным жестом. ("The Wall Street Journal", США).
Последствия российской 'экскурсии' в Грузию еще предстоит осмыслить. Но кое-какие выводы можно сделать уже сейчас:
- В постсоветскую эпоху силовые акции России отличаются особой грубостью и жестокостью - как мы уже убедились в Чечне. Сегодня этот факт подтверждает картина, разворачивающаяся на глазах у ошеломленного мира - российская армия оккупирует суверенное государство, 'разгуливает' по его территории как у себя дома, идет вперед и отходит, когда ей заблагорассудится, и попутно с безмятежной непринужденностью разрушает военную и гражданскую инфраструктуру молодой демократической страны. Сегодня эта страна называется Грузией. А что будет завтра - придет черед Украины? Или, это будут прибалтийские государства - под тем же удобным предлогом 'репрессий' против русскоязычного населения? Или может быть Польша?
- Новая Россия глуха к протестам, осуждению и предупреждениям международного сообщества. У 'холодной войны' был свой 'кодекс поведения', свои правила. Тогда все 'настенные письмена' тщательно расшифровывались. В ходу была полувоенная, полумирная палеография: в то время мы чутко реагировали, как выразился философ Мишель Серр (Michel Serres), на 'сигнальные костры и гудки в тумане' на территории противника. В нынешней, обновленной 'холодной войне' сигналов не существует - и кодексов тоже. На все наши 'послания' Россия отвечает одним и тем же непристойным жестом - и мы знаем, что никакого результата они не дадут. Вспомним, именно в тот момент, когда Кондолиза Райс находилась в Тбилиси, Владимир Путин с цинизмом и апломбом, немыслимым еще вчера, отдал войскам приказ продвинуться до Каспи - городка в 30 километрах от грузинской столицы.
- Россия без малейшего стыда извращает любые принципы и идеалы. Она кричит о косовском 'прецеденте' - как будто есть что-то общее между ситуацией в этой сербской провинции, десятилетиями подвергавшейся репрессиям, насилию и разрушению в рамках политики 'этнического очищения', и Южной Осетии, пострадавшей от 'геноцида', жертвами которого по последним данным (смотри доклад Human Rights Watch) стали 47 человек. Или взгляните, как Москва обращает себе на пользу - и на пользу тем же русскоязычным меньшинствам, что она стремится вернуть в лоно Империи - принцип 'обязанности вмешиваться', оправдывая таким образом бесчинства российской армии подчиненных ей ополченцев в Гори и других районах Грузии. А ведь речь идет о благородном, величественном принципе, столь дорогом сердцу главы французского МИДа и некоторых его коллег. Какая дерзость, скажете вы. Что ж, Путин дерзнул - Путин все продумал и начал действовать.
- Европейская - а в данном случае французская - дипломатия проявляет слабость. От великой демократической страны мы ожидаем однозначного - без всяких 'нюансов' - осуждения и наказания агрессора. На деле же все произошло с точностью до наоборот. Наказанию подверглась жертва нападения. Уступить заставили не сильного, а слабого. Повторяется история пятнадцатилетней давности в Дейтоне, когда лидера Боснии Алию Изетбеговича (Alija Izetbegovic) вынудили скрепя сердце подписать соглашение о расчленении его страны. Теперь же грузинского президента Михаила Саакашвили заставили одобрить документ, который россияне называют 'планом Медведева'. В нем ни слова не говорится о территориальной целостности Грузии.
Мало того, он содержит знаменитые 'пункты о дополнительных мерах безопасности', закрепляющие за российской армией право находиться на территории страны и патрулировать ее - столь же скандальные в принципе, сколь и расплывчатые в плане практического применения. Похоже, мир перевернулся. Неужели все это происходит наяву?
- Западное общественное мнение с удивительной легкостью - с первого же дня - поверило тезису, распространявшемуся российской пропагандистской машиной. Теперь мы уже знаем, что еще до 8 августа российская армия усердно готовилась к войне. Мы знаем, что она сосредоточила на 'границе' между Грузией и Осетией значительные военные силы, военизированные формирования и средства тылового обеспечения. Мы знаем, что русские методично ремонтировали железную дорогу, чтобы пустить по ней воинские эшелоны, и что утром 8 августа через Рокский тоннель, соединяющий Северную и Южную Осетию, прошло не менее 150 танков. Другими словами, никто теперь не может игнорировать тот факт, что президент Саакашвили принял решение действовать лишь тогда, когда у него не оставалось другого выбора - когда война уже пришла в его страну. Но, несмотря на эту совокупность фактов, абсолютно очевидных для любого добросовестного и непредвзятого наблюдателя, многие журналисты хором подхватили тезис о том, что именно грузины безответственно спровоцировали эту войну.
Все это заслуживает переосмысления. Мы должны глубже проанализировать корни слепоты, которая, если мы не будем осмотрительны, увековечит ту 'несмелость' Запада, что в свое время осуждал Александр Солженицын - ту робость, что как нам казалось, уже отошла в прошлое. Если не честь, то хотя бы здравый смысл требует, чтобы мы пришли на помощь Тбилиси, спасая тем самым всю Европу.
Новая книга Бернара-Анри Леви 'Затерянные во тьме: противостояние современному варварству' ("Left in Dark Times: A Stand Against The New Barbarism") выйдет в сентябре в издательстве Random House. Данную статью перевела с французского Сара Сугихара (Sara Sugihara)
Максим Коробочкин, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 27 августа 2008, 13:00
Оригинал публикации: Russia Is Brazen, Europe Weak


inoСМИ.RU