Вартан Осканян (Vartan Oskanian). Исторический момент для Кавказа. На Кавказе страны и народы жили под одной крышей намного дольше, чем врозь. ("The International Herald Tribune", США).

27.08.2008

Вартан Осканян (Vartan Oskanian). Исторический момент для Кавказа. На Кавказе страны и народы жили под одной крышей намного дольше, чем врозь. ("The International Herald Tribune", США).
Все видели, как на горизонте сгущаются тучи, и все равно недавний конфликт между Грузией и Россией потряс нас всех. Никто и в мыслях не имел, что противоречивые сообщения и нагромождения сложных проблем разрешатся таким разрушительным, кровавым и с геополитической точки зрения хаотичным образом.
Конфликт вокруг Южной Осетии нельзя рассматривать исключительно через призму грузино-российских отношений. Изначально это был этнический конфликт, один из многих происходивших на Кавказе. Кроме того, это предупредительный сигнал международной общественности. Если безопасность трубопровода под вопросом уже сейчас, задумайтесь, какую опасность представляет повторный конфликт между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха.
Следовательно, для наиболее эффективного разрешения сложных конфликтов в регионе необходимо в первую очередь и как можно быстрее разрешить относительно простые конфликты и проблемы региональной безопасности и стабильности.
Если бы существовал договор о безопасности, который бы прочно гарантировал неприменение силы, то конфликты Кавказского региона можно было бы рассматривать совершенно по-иному: более оптимистическим образом, с гораздо большей толерантностью.
Эти конфликты не являются замороженными. В условиях отсутствия всеобщего договора о безопасности происходит гонка вооружений, которая сама по себе является дестабилизирующим фактором, подрывает бюджеты государств и тормозит нормальное развитие гражданского общества.
Однако на Кавказе страны и народы жили под одной крышей намного дольше, чем врозь. Сейчас мы все разделяем общие ценности европейской интеграции, ценности более важные и вечные, чем мелкие проблемы, что разделяют нас. Именно в широком контексте общеевропейской интеграции нужно решать наши проблемы.
Европейская интеграция всем по нраву, но этого нельзя сказать о расширении НАТО. За всю историю человечества не было случая, чтобы великая коалиция, организованная с целью разгрома общего врага, добилась бы своей цели, но не перестала существовать. Такого не происходило ни после наполеоновских войн, ни после Первой мировой войны, ни после Второй.
После того, как Запад победил в 'холодной войне', произошло два важных события. Во-первых, была совершена попытка придания нового смысла существованию НАТО: внимание альянса и его ресурсы были обращены к другим регионам и другим проблемам. Сдерживание России более не объявлялось смысловым наполнением организации. На базе НАТО был создан Совет евроатлантического партнерства, членство в котором было предложено всем странам социалистического блока и бывшим союзным республикам СССР.
Идея была замечательной и в принципе реализуемой. В конце концов, Организация безопасности и сотрудничества в Европе, а также Совет Европы только выиграли в эффективности, пригласив войти в свой состав государства, возникшие на обломках СССР. Эти организации не только сохранили свою жизнеспособность и свое значение, но и в огромной степени поспособствовали нашему росту и развитию.
Параллельно с этим существовал план продолжения и даже расширения деятельности НАТО в прежнем формате, хотя главная цель альянса уже была достигнута. Но ввиду изменившейся обстановки в сфере безопасности, а также ввиду осторожности России это оказалось стратегическим просчетом.
Желание Грузии вступить в НАТО можно понять. Грузия выиграет от этого в плане безопасности, однако выигрыш сведется к нулю из-за раскола кавказского региона и возникновения новых сопутствующих конфликтов.
Возможно, сейчас для Кавказа настал исторический момент. У нас есть шанс воспользоваться удачной обстановкой для заключения всеобщего договора безопасности, организовать встречу Брюсселя, Вашингтона и Москвы с Тбилиси, Ереваном и Баку и обустроить нейтральный и свободный от участия в организациях коллективной безопасности и агрессивных блоках Кавказ. Подобного рода нейтралитет - позитивный, заинтересованный и всеобъемлющий - цель реализуемая и выгодная для всех.
В этом и лежат высшие интересы нашего беспокойного региона. Противостояние США и России на грузино-российском фронте сильно осложнит всем жизнь; не только нам, армянам, но также и азербайджанцам и туркам.
Именно в контексте проблем мировой безопасности необходимо рассматривать недавнее предложение Турции создать Кавказскую платформу стабильности и сотрудничества.
Впервые о подобном соглашении говорилось еще в 1999 году. В те времена еще свежа была память о случаях применения силы в нашем регионе, а необходимость срочного заключения договора о безопасности была очевидна всем. Противостояние российским интересам в то время не было сильным, не было тогда и глобального противоборства, которое проявлялось бы на локальных фронтах в различных точках мира. Но даже тогда, когда все было так хорошо, эта идея так и не стала реальностью.
Сегодня на Кавказе вновь применяется сила. Наверное, именно поэтому вновь в разговорах зазвучала тема договора о коллективной безопасности. Но сейчас, когда на горизонте замаячил грозный призрак возвращения к реалиям 'холодной войны', может произойти раскол, и региональные отношения бесконечно усложнятся. Впрочем, кое-где никаких региональных отношений уже и не существует.
Все это означает, что предложение Турции представляет интерес и что серьезность проблемы должна быть понятна многим. Но концепция должна быть выработана правильно и проведена в жизнь последовательно. У нас на Кавказе уже случалось так, что благие намерения не осуществлялись из-за тех самых политических проблем, которые они были призваны разрешить.
Например, договор об экономическом сотрудничестве в бассейне Черного моря был заключен именно для того, чтобы объединить страны, ранее не имевшие никаких средств для экономического сотрудничества и решения проблем. Но эффективность данной платформы была невысокой, так как Турция не была готова использовать ее для установления отношений с такой страной, как Армения. Границы между этими странами закрыты до сих пор.
Новое предложение, выдвинутое в сложившихся напряженных условиях, должно быть более серьезным и более глубоко обоснованным. Ни одна из сторон не должна остаться без возможности принять участие в общем деле. Проблемы безопасности тесно связаны друг с другом, и решать их нужно путем заключения договора о стабильности с мощной и всеобъемлющей компонентой безопасности.
На прошлой неделе премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) совершил визит в Баку, где провел переговоры касательно плана Турции и во всеуслышание объявил о готовности включить в него Армению. По случайному совпадению, в это же время президент Армении Серж Саркисян пригласил своего турецкого коллегу Абдуллу Гюля (Abdullah Gul) в Ереван, чтобы вместе посмотреть футбольный матч между Турцией и Арменией, который пройдет шестого сентября в рамках отборочного тура чемпионата мира.
На этой встрече главы соседних стран смогут обсудить общие проблемы безопасности и совместно проложить дорогу к наступлению мира в регионе.
Евгений Губницкий, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 27 августа 2008, 12:47
Оригинал публикации: The Caucasus Moment


inoСМИ.RU