Иван Родин, Сергей Куликов "Это был нелегкий выбор". Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

27.08.2008

Иван Родин, Сергей Куликов "Это был нелегкий выбор". Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Граждане России услышали о решениях президента страны от него самого.
Дмитрий Медведев подписал вчера указы о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Об этом президент РФ сказал сам в специальном телеобращении к гражданам. Глава государства призвал и другие страны последовать российскому примеру.
Напомним, что накануне «НГ» высказала предположение: реакция Дмитрия Медведева после единодушных голосований в Совете Федерации и Государственной Думе за признание суверенитета Южной Осетии и Абхазии может последовать незамедлительно. Об этом сообщили сразу несколько источников. Так в действительности и оказалось - в понедельник свое мнение высказал парламент страны, а уже в середине вчерашнего дня президент подписал указы о признании независимости этих кавказских республик.
Граждане России узнали о признании из специального телеобращения президента. Медведев напомнил о нападении грузинских войск на столицу Южной Осетии и российских солдат-миротворцев. Глава Российского государства обвинил руководство Грузии в игнорировании Устава ООН, международных соглашений и даже здравого смысла. «Очевидно, в Тбилиси рассчитывали на блицкриг, который поставил бы мировое сообщество перед свершившимся фактом», - так сказал президент об атаке на Цхинвал и планировавшемся Грузией наступлении на Абхазию.
Дмитрий Медведев в своем телеобращении не забыл и об исторических корнях дошедшего теперь до логического конца конфликта. Он напомнил о событиях 1991 года, после которых Россия и взяла на себя роль посредника и миротворца в этих двух кавказских конфликтах, «добиваясь политического урегулирования». Президент РФ также вспомнил и о другом факте: «При этом мы неизменно исходили из признания территориальной целостности Грузии». Однако, по его словам, «грузинское руководство выбрало другой путь» - срывало переговоры, устраивало провокации, игнорировало своей же рукой подписанные соглашения.
Понятное дело, что Медведев не обошел вниманием и международный контекст событий, приведших Россию к признанию Сухума и Цхинвала. «Россия проявляла выдержку и терпение. Мы неоднократно призывали вернуться за стол переговоров и не отошли от своей позиции даже после одностороннего провозглашения независимости Косово. Но наши настойчивые предложения к грузинской стороне заключить с Абхазией и Южной Осетией договоренности о неприменении силы остались без ответа. К сожалению, их проигнорировали и в НАТО, и даже в ООН», - отметил президент.
Далее он заявил: 8 августа показало, на что Тбилиси сделал ставку. «Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве», - отметил Дмитрий Медведев.
Напомнив, что и народ, и власть Абхазии и Южной Осетии неоднократно просили Россию признать их независимыми, а теперь об этом же просит и весь российский парламент, президент сообщил: «Я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии». Он сослался на Устав ООН, Декларацию 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, и Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ 1975 года.
«Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей», - завершил свое вчерашнее спецобращение Дмитрий Медведев.
Эксперты, опрошенные «НГ», разошлись во мнении насчет того, как решение признать самопровозглашенные республики отразится на имидже России в мире.
По оценке научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина, «ничего хорошего не будет». Эксперт уверен, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии «в перспективе сулит нам изоляцию на два-три года». Ясин заявил: «Мы впервые фиксируем коренное расхождение между западными странами и Россией с точки зрения ценностей». Собеседник «НГ» убежден: никто в мировом сообществе независимость республик не признает. Тем не менее при общем негативном настрое Евгений Ясин отметил положительную черту решения Дмитрия Медведева: «Плюс - это наступить на хвост США и заставить их считаться не только со своими, но и с международными интересами».
Директор Центра европейских исследований Тимофей Бордачев считает, что единой негативной реакции со стороны стран Запада не последует: «Международного сообщества, о котором мечтали в начале 90-х годов прошлого века, не существует. Даже в период активных боевых действий в зоне грузино-осетинского конфликта США не смогли обеспечить относительное единство стран Запада. Позиция Франции, Италии, Германии существенно отличалась от позиции США. В целом период блоковой политики закончился». В этой ситуации, на взгляд эксперта, для России открываются новые возможности: «После того как США не смогли эффективно защитить друзей в Тбилиси, создать единый антироссийский фронт, у России есть все основания увеличивать ставки в международных отношениях». Впрочем, по словам Бордачева, поддержат решение России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии не более двух-трех стран.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин полностью поддерживает решение Дмитрия Медведева. «Каждое суверенное государство должно поступать по справедливости и в интересах своих граждан. В данном случае и то, и другое совпадает, хотя в политике это происходит достаточно редко», - отмечает эксперт. Он уверен, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии целиком отвечает интересам России: «Чем меньше на наших границах военных действий, тем лучше». На вопрос корреспондента «НГ», не станет ли Россия изгоем в мировом сообществе, собеседник ответил: «Европа от нас не откажется. Она вряд ли обойдется без российских энергоносителей. И уж тем более Европа не перестанет поставлять нам машины, отдав автомобильный рынок Японии и Корее». Единственное, чем может обернуться для России несогласие с миром, так это тем, что Россию могут исключить из «каких-то говорилен»: «Но это не проблема страны. Это лишь беда для депутатов». Проблема признания независимости Абхазии и Южной Осетии мировым сообществом не столь актуальна: «Китайскую Народную Республику до сих пор не признало 23 страны. Это Китаю не мешает иметь самую развитую в мире экономику», - сказал эксперт.
«НГ» также обратилась к ряду финансовых экспертов, чтобы узнать, в какую первоначальную сумму может обойтись Абхазии и Южной Осетии признанная Россией независимость, которую, впрочем, нашей стране самой, судя по всему, и придется выплатить.
Генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян считает, что финансовые затраты Южной Осетии и Абхазии на приобретение нового статуса будут крайне незначительны, поскольку де-факто наиболее важные атрибуты независимости, такие, как паспорта, валюта - российская, постоянные представительства - опять же в России, у этих республик уже имеются. «В формате независимых государств они могут либо вообще обойтись без дополнительных финансовых вложений, либо ограничиться суммой в 40-50 миллионов долларов для проведения каких-либо неотложных мероприятий, - полагает аналитик. - Дополнительные финансовые вложения могут потребоваться в обустройство границ, в частности в верхней части Кодорского ущелья, которое лишь совсем недавно перешло под контроль вооруженных сил Абхазии. Сумма средств на обустройство границы в Южной Осетии будет зависеть от численности миротворческого контингента российских войск. Итого на первом этапе ориентировочная сумма для каждой из республик может составить около 100-150 миллионов долларов».
Аналогичной точки зрения придерживается и управляющий партнер компании «2К Аудит - Деловые консультации», профессор Иван Андриевский. «Больших затрат действительно ждать не стоит, - уверен эксперт. - Тем более что эти республики уже достаточно долго живут независимо. Государственный аппарат у них уже сформирован, государственная атрибутика имеется. Валюта тоже фактически есть - там и сегодня ходят рубли, а правительство ранее непризнанных республик не раз заявляло о желании ввести на своей территории российские рубли официально». Что же касается представительских затрат, таких, как обустройство посольств, то до этого, полагает Андриевский, еще очень далеко.


Независимая газета