Мадина Шавлохова. Россия не против международных миротворцев в Грузии. Генерал-

27.08.2008

Мадина Шавлохова. Россия не против международных миротворцев в Грузии. Генерал-полковник Ноговицын пытается выгнать корабли НАТО из Черного моря дипломатическим путем.

Россия не намерена навсегда содержать свои миротворческие силы в буферной зоне между Абхазией, Южной Осетией и Грузией. В целях "предотвращения подготовки тбилисским режимом новых военных авантюр" Москва предлагает международным миротворцам совместно обеспечить надежный международный контроль в прилегающих к вновь признанным территориям районов Грузии. Об этом вчера заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. «В этих целях мы рассчитываем на налаживание практического взаимодействия между нашими миротворцами, находящимися сейчас в зонах безопасности вокруг Южной Осетии и Абхазии, и международными миротворцами с целью согласования режима этой зоны», - подчеркнул министр.

По словам главы МИДа, Россия готова в этих целях принять решения, в том числе в ОБСЕ и ООН, о дополнительном увеличении числа международных наблюдателей, уточнении их мандата и об осуществлении возможных других мер с международным участием, необходимых для недопущения новых нападений на Южную Осетию и Абхазию и возобновления боев.

«По достижении таких договоренностей российская сторона будет готова приступить к обсуждению сроков и других конкретных аспектов упорядочения контроля в зонах безопасности», - заявил Лавров.

В российском военном ведомстве тем временем заявляют, что обстановка вокруг Южной Осетии и Абхазии за прошедшие сутки пока остается сложной, а руководство Грузии подозревают в реваншистских настроениях. Об этом на пресс-конференции заявил заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын. «Судя по всему, в Тбилиси не отказались от своих намерений, - заявил генерал. - Во вторник в 15.15 по московскому времени в направлении с юга на север над Южной Осетией летал грузинский беспилотный летательный аппарат, который вел разведку перемещений российских войск. Время полета над зоной ответственности российских миротворцев составило 30 минут». Что касается миротворческих задач, они, по мнению Ноговицына, после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии по существу измениться не должны. Шесть принципов Медведева - Саркози остаются в силе. Кроме того, Ноговицын еще раз заявил, что грузинские военные планировали полностью оккупировать Абхазию, причем планировался блицкриг длительностью всего 48 часов. Это следует из представленной им трофейной электронной карты, по словам генерала, подготовленной в штабе грузинской региональной группировки «Запад», находившемся в городе Зугдиди. По словам генерала, для осуществления плана, получившего название «Скала», в состав грузинской группировки планировалось включить три пехотные бригады общей численностью до 9 тысяч человек, на сухумском направлении планировалась высадка десанта с моря. На операцию с захватом Сухуми отводилось двое суток. «После захвата Сухуми они планировали выйти к госгранице России и полностью оккупировать Абхазию», - подчеркнул Ноговицын.

Генерал также сообщил, что по договору о статусе черноморских проливов НАТО больше не имеет права наращивать свою группировку ВМС в Черном море. При этом он напомнил о максимальном суммарном тоннаже флота (для нечерноморских держав) в 45 тысяч тонн. Генерал заметил, что НАТО, уже имеющее в северо-восточном секторе 10 кораблей, близко к этому пределу суммарным тоннажом и больше не может наращивать свою группировку. Генерал пояснил, что присутствие в Черном море военных кораблей нечерноморских государств определяется конвенцией, заключенной на конференции о режиме черноморских проливов, которая состоялась в Монтре (Швейцария) в 1936 году и в которой приняли участие СССР, Турция, Великобритания, Франция, Болгария, Румыния, Греция, Югославия, Япония и Австралия. Конвенция провозгласила, что режим проливов устанавливается с целью обеспечить судоходство в рамках безопасности в Черном море прибрежных держав. Проход через проливы коммерческих судов как в мирное, так и в военное время объявлен свободным. Военные корабли черноморских стран могут проходить через проливы без существенных ограничений, а нечерноморским державам разрешается проводить в море только легкие надводные корабли, малые боевые и вспомогательные суда. Общий тоннаж всех иностранных морских сил, одновременно проходящих через проливы, не должен превышать 15 тысяч тонн, причем отряды не должны иметь свыше девяти кораблей. Общий тоннаж находящихся в море военных кораблей одной из нечерноморских держав установлен в 20 тысяч, а всех нечерноморских держав - 30 тысяч тонн (с возможным повышением до 45 тысяч тонн в случае увеличения ВМС черноморских стран). Максимальный срок пребывания кораблей нечерноморских стран независимо от цели их прихода ограничен тремя неделями. Конвенция вступила в силу 9 ноября 1936 года и остается по сей день международным актом, регулирующим режим черноморских проливов. Обязанность контролировать выполнение конвенции возложена на Турцию.


Газета.GZT.RU