Александра Радова, Елена Яковлева. Вера и война. Как преодолеть мифы вражды.

27.08.2008

Александра Радова, Елена Яковлева. Вера и война. Как преодолеть мифы вражды.

Патриарх Алексий II вчера поздравил католикоса-патриарха всея Грузии Илию II с 45-летием епископского служения. О том, как относится церковь к конфликту, в который оказались замешаны два православных народа, - наш разговор с известным богословом диаконом Андреем Кураевым.

Российская газета: Отец Андрей, как верующим людям понять и принять войну с православными собратьями?

Диакон Андрей Кураев: И русская, и грузинская церковь делают все от них зависящее, чтобы не допустить перехода конфликта на межнациональный уровень. Конфликты элит не должны становиться межнародными.

Во время первого осетино-грузинского конфликта католикос-патриарх всея Грузии Илия II издал специальный указ, который был, к сожалению, неверно воспринят в России. В нем было сказано, что всякий грузин - убийца невинных людей - будет проклят и внесен в специальную книгу черной памяти как человек, позорящий грузинский народ. А у нас это восприняли так, будто он этим указом предал анафеме тех, кто убивает грузин, имея в виду осетин.

И буквально на днях на ТВ была повторена якобы принадлежавшая Патриарху Илие II фраза все в том же неверном истолковании.

Надо быть аккуратными в таких вопросах.

Два года назад, когда отношения России и Грузии были не в лучшем состоянии и шли массовые депортации грузин, Патриарх Алексий II выступил с заявлением: мы считаем Абхазию канонической территорией грузинской церкви.

РГ: И сейчас?

Кураев: Конечно. Никаких попыток взять Абхазию под свой канонический контроль предприниматься не будет.

РГ: Как дальше общаться двум православным народам, как искать мира?

Кураев: Мне не кажется, что между православными русскими и православными грузинами есть особое напряжение. Но вот куда более серьезный вопрос - об осетинах и абхазах. Грузинские монастыри в Абхазии остались под юрисдикцией грузинского Патриархата, но будут ли абхазы ходить в них окормляться? Пустят ли они к себе грузинского епископа?

РГ: Православные осетины с православными грузинами должны найти общий язык?

Кураев: Да, и если бы в мои пастырские обязанности сейчас входило обращение к осетинам, я бы их просил не позорить свой народ мародерством. Мне кажется, это очень болезненная сторона конфликта. Танковые сражения и воздушные бои - схватка профессионалов. Но когда в твой дом входит мародер, конфликт переходит на уровень семьи и каждого отдельного человека. Это может затмить все остальное.

РГ: В чем главное препятствие к возвращению общего языка?

Кураев: История Кавказа - это история конфликтов. И даже наличие одной веры не очень-то мешало им разгораться. Мне кажется, что сегодня самое печальное препятствие - мифология земли. Может быть, я рассуждаю как русский человек, у которого всегда избыток земли, но... Нельзя за землю убивать. Земля - это ценность, но Небо - более высокая, с этим напоминанием Патриарх Алексий II еще в 1992 году обращался к Патриарху Илие II. И через него - ко всем грузинам.

Но, к сожалению, даже в письме Патриарха Грузии Илии II к президенту РФ есть тезис: Осетия - это наша грузинская земля, а эти "понаехали тут" 300 лет назад. Это миф крови и земли... Нужно очень серьезное духовное условие, чтобы его преодолеть.


Российская газета