Константин Ращепкин, Андрей Лунев. Прощай, оружие. Демилитаризованную зону на северо-западе Грузии взяли под контроль российские миротворцы.

27.08.2008

Константин Ращепкин, Андрей Лунев. Прощай, оружие. Демилитаризованную зону на северо-западе Грузии взяли под контроль российские миротворцы.
Находящиеся в 10-15 километрах от грузино-абхазской границы населенные пункты Сенаки и Поти, где еще две недели назад располагались мотопехотная бригада, военная авиабаза и военно-морская база грузинской армии, полностью очищены от войск и оружия. Насчитывающая более 9 тысяч человек и 100 единиц бронетехники ударная группировка грузинской армии по срежиссированному американскими друзьями президента Грузии Михаила Саакашвили плану должна была в течение 24 часов захватить столицу Абхазии - портовый Сухуми. По городу предполагалось нанести массированный авиационно-артиллерийский удар, подобный обрушенному 8 августа на Цхинвал, а затем атаковать Сухуми с суши и моря. К счастью абхазского народа, эти «демократические» замыслы грузинского фюрера (так в Абхазии теперь называют Саакашвили) растаяли вместе с клубами пыли под гусеницами боевых машин новороссийских десантников, первая батальонная тактическая группа которых утром 11 августа вышла к мосту через разделяющую Грузию и Абхазию реку Ингури. Уверенные действия десантников, известия о кровопролитных боях в Цхинвале и авторитет прибывшего из Москвы командовать группировкой российских войск генерала предопределили исход кампании: грузинская армия разбежалась. В итоге, когда в Южной Осетии еще продолжались бои, новороссийские десантники уже занимались подсчетом взятых в Сенаки и Поти военных трофеев.
К неудовольствию Саакашвили и десятков американских военспецов, с которых, видимо, теперь будет за что спросить Пентагону, мотопехотная бригада из Сенаки разбежалась, не попытавшись оказать российскому десанту никакого сопротивления. На складах и в парках этой бригады голубые береты нашли более 70 единиц бронетехники, включая 20 танков Т-72 и 10 боевых машин пехоты, около 2 тысяч единиц стрелкового оружия - американских винтовок М15, израильских пулеметов фирмы «Джениф», а также сделанных в Болгарии пулеметов и автоматов Калашникова, и ручных противотанковых гранатометов РПГ-7. Ну а счет боеприпасам - минам, выстрелам к РПГ и патронам - шел и вовсе на миллионы.
На военно-морской базе в Поти российских военных также ждали трофеи: брошенный экипажем торпедный катер грузинских ВМФ и 6 быстроходных десантных катеров иностранного производства. С помощью этих судов, развивающих скорость до 120 км/ч и берущих на борт от 15 до 25 десантников, в разгар курортного сезона планировалось высадить десант на пляжи Сухуми.
Бронетехника и вооружение 3-й мотопехотной бригады грузинской армии большей частью также была уничтожена. Исключение составили несколько танков Т-72, боевых машин БМП-2, МТЛБ, а также образцы инженерной техники, которые представляют интерес для специалистов. В окрестностях Сенаки, кстати найдены два зенитных ракетных комплекса войсковой ПВО «Бук». Надо сказать, что в отличие от брошенной в Сенаки бронетехники эти, состоящие из двух машин, ЗРК были отведены на значительное удаление от первоначальных позиций и замаскированы. Однако найдя неподалеку от аэродрома позиции технической батареи и контейнеры с ракетами, десантники, прошерстив окрестности, все же нашли сами «Буки». Пусковые установки (как и входящие в комплект ЗРК радиолокационные станции на гусеничном ходу) по заключению специалистов были в рабочем состоянии, но по каким-то причинам так и не сделали ни единого выстрела.
Ну а несколькими днями позже десантниками отдельного разведывательного полка в окрестностях Поти была задержана диверсионная группа грузинской армии, вошедшая в демилитаризованную зону на пяти внедорожниках «Хаммер» американского производства (эти машины американцы объявят потом своей собственностью). Что делали четыре офицера и 18 солдат грузинской армии в определенной российским военным командованием так называемой зоне безопасности, ни они, ни потребовавшие вернуть имущество Пентагона представители США так и не сказали. Однако по изъятому у этой не иначе как диверсионной группы арсеналу взрывчатки намерения у грузин были явно не миротворческие.
Освободившие Кодорское ущелье абхазские военные также не остались без трофеев. В результате операции по вытеснению грузинских войск из ущелья абхазы, по словам начальника генерального штаба абхазской армии генерал-полковника Зайцева, вывезли с грузинских складов 36 КамАЗов с боеприпасами.
- Если раньше мы на учениях мало стреляли из РПГ-7, экономя боеприпасы, то теперь гранатометных выстрелов хватит на две войны, - констатировал абхазский НГШ на посвященной победе пресс-конференции.
Рассказав о том, как абхазская армия и резервисты сорвали планы грузинских военных по подрыву и завалу скальным грунтом ведущих в ущелье горных дорог, генерал-полковник Зайцев с видимым удовольствием рассказывал о тщательно спланированной его штабом и безупречно проведенной регулярными формированиями боевой операции. Однако по словам участников операции, ее успех предрешили действия резервистов и предложенный план, предполагающий высадку вертолетного десанта в тыл находящимся в Кодорских горах грузинским батальонам и ротам.
- Кодорское ущелье абхазы освободили своими силами, - подчеркивает командующий группировкой, - при этом ключевую роль сыграли даже не регулярные батальоны, а имеющие боевой опыт пятнадцатилетней давности резервисты. Конечно, после войны 1992 года они повзрослели, но боевой дух, как показали последние события, сохранили.
Ни единого российского солдата в Кодорском ущелье, по словам генерала, не было. Но российский фактор (присутствие в Абхазии миротворцев из России) все равно играл весомую роль. Это мы поняли, став участниками торжества в доме командира бригады абхазских резервистов Героя Абхазии Виктора Твамбы. Вспоминая события недельной давности, абхазы не жалели высоких слов в адрес командующего российской группировкой, одно имя которого, по их словам, распугало грузин. В не обходящемся без кавказских шуток празднике резервисты вспоминали, как поначалу настороженно встретили идею с помощью четырех абхазских вертолетов Ми-8 высадить десант по лесным высотам ущелья.
- Сначала мы думали - парашюты дадут, - пошутил пятидесятилетний абхазец, - да и на вертолетах, честно говоря, лететь не очень хотели...
СегоднЯ все это уже история. О войне в Абхазии говорят уже только в прошедшем времени. От полученного удара фашисты, как здесь теперь называют режим и армию Михаила Саакашвили, по мнению абхазских мужчин, не оправятся еще долго. Правда, местные женщины, увидев в Сухуми военных, нет-нет, да и спросят, точно ли им можно теперь спать спокойно, или грузины могут еще вернуться?
- Лет на десять, - говорит командующий, - они теперь о войне забудут, потому что накопленный ими за 4 года военный потенциал мы за эти дни основательно подорвали.
Сделав свое дело, армия в соответствии со взятыми на себя Россией обязательствами покидает Абхазию. Две батальонные тактические группы новороссийских десантников утром в воскресенье убыли в пункт постоянной дислокации тремя большими десантными кораблями, ну а БТГ ставропольских и ульяновских десантников в понедельник вечером отправились домой эшелонами.
ОстаютсЯ миротворцы, которые были здесь до войны, и вошедшая в состав Коллективных сил по поддержанию мира одна батальонная тактическая группа 7-й десантно-штурмовой дивизии. Впрочем, после этих событий, силы по поддержанию мира коллективными уже не будут. Дискредитировавшие себя в качестве миротворцев грузинские военные изгнаны из зоны безопасности, и на находящихся как на абхазской, так и на грузинской территории миротворческих постах теперь будут нести службу только российские голубые каски. Десять миротворческих постов останутся севернее реки Ингури, еще восемь - на территории Грузии. Ну а влившаяся в состав миротворческого контингента БТГ 7-й десантно-штурмовой дивизии разобьет лагерь неподалеку от грузино-абхазской границы, выполняя роль тактического резерва миротворческой группировки. Общая численность миротворцев составит 2.665 человек.
Погрузка возвращающихся домой новороссийских десантников проходила в безлюдном месте. Однако проводить домой защитивших Абхазию голубых беретов пришло немало местных жителей. Во взглядах их читалась нескрываемая грусть. Приехавшего же проверить организацию погрузки десантников на большие десантные корабли командующего российской группировкой генерала больше волновала не политика, а чисто военные аспекты. Из-за неважного состояния воюющей десятки лет техники погрузка в самый большой - «двухэтажный» - десантный корабль затянулась значительно дольше положенного.
Подразделения, которые, по словам генерала, первыми бросаются в «горячие точки», заслужили перевооружения на новую технику. И последние события в Южной Осетии и Абхазии, по словам генерала, скорее всего, ускорят этот процесс.


Газета Красная Звезда