Александр Ъ-Габуев, Заур Ъ-Фарниев, Анжела Ъ-Кучуберия. Праздник с автоматом на глазах. Абхазия и Южная Осетия отметили независимость.

27.08.2008

Александр Ъ-Габуев, Заур Ъ-Фарниев, Анжела Ъ-Кучуберия. Праздник с автоматом на глазах. Абхазия и Южная Осетия отметили независимость.
«Пули уже не пригодятся»,- кричали люди в Цхинвали, расстреливая в воздух весь боезапас.
В Цхинвали вчера снова звучали автоматные и пулеметные очереди. Раздавались они и в Сухуми. Так жители Абхазии и Южной Осетии встретили известие о признании Россией этих республик.
Как только президент России Дмитрий Медведев огласил свое решение о признании Абхазии и Южной Осетии, в обеих теперь уже признанных республиках раздались первые выстрелы. В воздух палили из ружей, пистолетов, автоматов и даже подствольных гранатометов. В Цхинвали люди сразу начали собираться на центральной площади города. Неизвестно откуда появились микрофоны и усилители - ими мог воспользоваться любой желающий. Мимо площади на огромной скорости пролетали автомобили, на которых развевались флаги России и Южной Осетии. "Россия! Россия!" - кричали люди. Над городом плыл колокольный звон. И не стихали автоматные и пулеметные очереди.
- Все равно уже пули не пригодятся,- кричал молодой мужчина, расстреливая посреди улицы боезапас автомата Калашникова.- Наконец-то это свершилось - мы свободны!
К пяти часам на площади собралось более 2 тыс. человек. Они поздравляли и обнимали друг друга. Многие становились в очередь к микрофону.
- Братья, мы всегда верили, что Россия выполнит свое обещание. Но не думали, что это произойдет настолько скоро,- едва сдерживая слезы, говорил пожилой мужчина.- Теперь о войне можно будет навсегда забыть, а наши дети смогут спокойно засыпать по ночам.
- Россия наконец-то встала с колен. Она помогла нам. Это великий праздник для всех, это великая победа,- говорил секретарь совбеза Южной Осетии Анатолий Баранкевич, главный организатор недавней обороны Цхинвали.
Люди то приходили, то уходили с площади. Многие из них садились в машины к совершенно незнакомым людям и ездили по улицам города.
- Празднуют все, кто бежал от этой войны в Россию и теперь вернулись,- рассказывает "Ъ" житель Цхинвали Аслан Габараев.- А те, кто не вернулся, теперь обязательно это сделают. Потому что они бежали от войны, а теперь будет мир.
Однако независимость праздновали не все. Человек 50 направились во двор разбомбленной пятой школы, где еще со времен первой грузино-осетинской войны находится кладбище. Здесь не было атмосферы веселья, царившей в остальной части города: среди покореженных могил люди открывали бутылки со спиртным, наполняли стаканы и по осетинскому обычаю проливали их содержимое на надгробия.
- Вы погибли не зря,- говорил парень в камуфляже, так и не снявший белую повязку с руки, опознавательный знак во время недавней битвы за Цхинвали.- Посмотрите, что сегодня творится на вашей Родине - она ликует, а без вас этого бы не было.
- Очень тяжело веселиться, когда в каждой семье похороны,- взволнованным голосом рассказывала "Ъ" пресс-секретарь комиссии по восстановлению Южной Осетии Ирина Гаглоева.- Сегодня я видела похороны в семье Козаевых. Там 18-летний мальчик подбил грузинский танк, а сам погиб. И его отец узнал о признании над гробом и сказал, что отпразднует эту великую радость, но только не сейчас.
Независимость Южной Осетии праздновали и во Владикавказе. Через час после того, как стало известно о заявлении Дмитрия Медведева, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров поздравил "народы Абхазии и всю Осетию на севере и юге". "Усилиями самого справедливого и гуманного государства на планете, России, остановлено кровопролитие,- говорил он.- Надеюсь, Россия никогда не пожалеет о сделанном шаге".
Впрочем, торжества в столице Северной Осетии проходили куда сдержаннее, чем в Цхинвали.
- Сейчас не время бурно выражать радость,- сказал "Ъ" живущий во Владикавказе экс-премьер Южной Осетии Олег Тезиев.- Должны пройти 40 дней, когда мы скорбим о погибших, а потом можно и в воздух пострелять.
В Абхазии, где траура не было, стрельба начала звучать сразу после обращения Дмитрия Медведева и не смолкала уже до ночи. Жители Сухуми с оружием в руках бросились на площадь Свободы, где началось всеобщее братание. Около пяти вечера на площадь приехал президент Сергей Багапш.
- Этот прекрасный день мы посвящаем тем, кто не дожил до этого дня. Мы кланяемся перед матерями, которые воспитали сыновей, сложивших свои головы на алтарь свободы и независимости Абхазии,- говорил он.- Мы заслужили эту победу по праву, поскольку мы всегда имели свою государственность. Вековая мечта народа Абхазии претворена в жизнь.
Затем на площади Свободы включили абхазскую национальную музыку. Все начали танцевать. Люди плакали, обнимались, размахивали флагами и снова палили в воздух из всех видов оружия. Особенно много было людей, стрелявших из трофейных американских автоматов, захваченных в результате спецоперации в Кодорском ущелье. Один из них, молодой парень в камуфляже, возбужденно кричал корреспонденту "Ъ", расстреливая обойму новенького автомата:
- Никогда бы не подумал, что в этот день буду стрелять из американской винтовки, подаренной Грузии!


Газета Коммерсант