Денис Тельманов, Юрий Зайнашев. Двойной ответ России. Восток и Запад выслушали Дмитрия Медведева и Владимира Путина.

28.08.2008

Денис Тельманов, Юрий Зайнашев. Двойной ответ России. Восток и Запад выслушали Дмитрия Медведева и Владимира Путина.
Россия ответила в четверг на критику Запада в связи с признанием суверенитета Южной Осетии и Абхазии устами президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Первый сделал это на саммите ШОС в Душанбе, второй дал интервью американской телекомпании CNN. Медведев показал, что готов взять на себя инициативу по преодолению самых болезненных мировых проблем - ситуации в Афганистане и Иране, встретившись с их лидерами Хамидом Карзаем и Махмудом Ахмадинежадом и обсудив с ними именно те темы, на которые они говорить откровенно с Западом не хотят. То есть противодействие терроризму и ядерную программу. Одновременно Путин в интервью CNN подчеркнул, что Россия не стремится к ухудшению отношений с Западом, чего не скажешь о странах НАТО. "Мы что, должны позволить себя убивать? Но за это сохраняться, скажем, в "восьмерке"? Кто будет сохраняться в "восьмерке", если всех нас убьют?" - спросил премьер.
Путин не исключил, что война в Южной Осетии была спровоцирована из-за предвыборной ситуации в США, где 5 ноября проголосуют за нового президента. "Возникают подозрения, что кто-то в Соединенных Штатах специально создал этот конфликт с целью обострить ситуацию и создать преимущество в конкурентной борьбе для одного из кандидатов в борьбе за пост президента, - сказал премьер России и выразил разочарование, что США не только не остановили своего грузинского союзника Михаила Саакашвили, но и несколько лет вооружали и обучали его армию: - Зачем долгие годы вести тяжелые переговоры и искать сложные компромиссные решения в межэтнических конфликтах? Легче вооружить одну из сторон и толкнуть ее на убийство другой стороны, и дело сделано. Казалось бы, такое легкое решение. На самом деле оказывается, что это не всегда так".
Путин подверг критике формат "большой восьмерки", в которой нет Индии и Китая, и уточнил: "Не надо никого пугать. Не страшно совсем. Надо просто реально уметь проанализировать ситуацию, посмотреть в будущее и наладить нормальные отношения, с уважением относясь к интересам друг друга".
Интересное признание прозвучало в Душанбе на саммите ШОС. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что Джордж Буш узнал о вторжении грузинской армии одним из первых от Путина во время открытия, но ответил только, что война никому не нужна.
В итоговой Душанбинской декларации саммита ШОС прозвучало одобрение миротворческой роли России в Южной Осетии и приветствие плану Медведева - Саркози.
Документ содержит и такой абзац: "Государства - члены ШОС выражают глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью в южноосетинском вопросе и призывают соответствующие стороны путем мирного диалога разрешать существующие проблемы, прилагать усилия к примирению и содействию переговорам".
Дмитрий Медведев рассказал после саммита, что ему пришлось потратить немало времени, чтобы донести до коллег по ШОС правду о событиях в Закавказье и о том, кто все это затеял. «Наши партнеры с пониманием отнеслись к аргументации, которая была представлена российской стороной, - заявила корреспонденту «Газеты» пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова. - Ясно, что у Китая есть неурегулированные проблемы, но в принципе наши объяснения были восприняты». По ее словам, Россия по-прежнему ожидает от партнеров поддержки. «Признание Абхазии и Южной Осетии вслед за Россией было бы, конечно, наивысшей точкой такой поддержки, - заявила Тимакова. - Но есть еще и сотрудничество в различных международных организациях, в том числе при голосовании в Совете Безопасности ООН, где мы можем рассчитывать на понимание наших партнеров, в том числе китайских".
О другой важной теме - Афганистане. В итоговой декларации Россия не стала настаивать на выводе американских войск из региона Центральной Азии, как на прошлогоднем саммите в Бишкеке. "В принципе эта позиция остается в силе", - пояснил корреспонденту «Газеты» министр иностранных дел Сергей Лавров. «Американские базы в Центральной Азии появлялись, как было неоднократно зафиксировано, для того, чтобы бороться с угрозой терроризма из Афганистана, - заявил министр. - Эта наша коллективная позиция в прежних решениях ШОС закреплена. Заключается она в том, что, когда угроза отпадет, базы должны закрываться».
На встрече российского и афганского президентов Медведев предложил открыть новую страницу в истории взаимоотношений, и Карзай отреагировал приглашением посетить Кабул с официальным визитом. Помощник Медведева Сергей Приходько уточнил, что сроки визита будут согласованы позднее. Отметим, что это первый визит в Афганистан российского лидера.
Есть вероятность, что решение другой болезненной проблемы - ядерной программы Ирана - тоже получит новый импульс. По крайней мере, Медведев подчеркнул важность решения в рамках "шестерки" и других международных организаций, а Ахмадинежад, неоднократно уничижительно отзывавшийся о них, согласился продолжать диалог.
Ситуация в зоне конфликта будет напоминать Кипр, у которого Турция в 1973 году отделила северную часть, заселенную этническими турками, считает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. Особой реакции Запада не последовало: Турцию не выгнали из НАТО и не изолировали. Лишь Греция вышла из НАТО в знак протеста, и то на некоторое время.
Белковский напомнил, что сейчас Кипр активно обсуждает воссоединение двух частей, и точно такая же ситуация со временем может сложиться в Грузии. "Я не исключаю, что спустя 25-30 лет Грузия с Абхазией и Южной Осетией заведут разговор о воссоединении", - предположил Белковский.
Заявление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 года
"Уважаемые граждане России!
Вы, безусловно, знаете о трагедии Южной Осетии: ночной расстрел Цхинвали грузинскими войсками привел к гибели сотен наших мирных граждан, погибли российские миротворцы, до конца выполнившие свой долг по защите женщин, детей и стариков.
Грузинское руководство в нарушение Устава ООН, своих обязательств по международным соглашениям, вопреки здравому смыслу развязало вооруженный конфликт, жертвами которого стали мирные люди. Эта же участь ждала Абхазию. Очевидно, в Тбилиси рассчитывали на блицкриг, который поставил бы мировое сообщество перед свершившимся фактом. Был выбран самый бесчеловечный способ добиться своей цели - присоединить Южную Осетию ценой уничтожения целого народа.
Это была не первая попытка. В 1991 году президент Грузии Гамсахурдиа с призывом: «Грузия - для грузин» - только вдумайтесь в эти слова - приказал штурмовать Сухуми и Цхинвали. Тысячи погибших, десятки тысяч беженцев, разоренные села - вот к чему тогда это привело. Именно Россия в тот момент остановила истребление абхазского и осетинского народов. Наша страна стала посредником и миротворцем, добиваясь политического урегулирования. При этом мы неизменно исходили из признания территориальной целостности Грузии.
Грузинское руководство выбрало другой путь: срыв переговорного процесса, игнорирование достигнутых договоренностей, политические и военные провокации, нападения на миротворцев - все это грубо нарушало режим в зонах конфликта, установленный при поддержке ООН и ОБСЕ.
Россия проявляла выдержку и терпение. Мы неоднократно призывали вернуться за стол переговоров и не отошли от своей позиции даже после одностороннего провозглашения независимости Косово. Но наши настойчивые предложения к грузинской стороне заключить с Абхазией и Южной Осетией договоренности о неприменении силы остались без ответа. К сожалению, их проигнорировали и в НАТО, и даже в ООН.
Сейчас понятно: мирное разрешение конфликта в планы Тбилиси не входило - грузинское руководство методично готовилось к войне, а политическая и материальная поддержка внешних покровителей только укрепляла ощущение собственной безнаказанности.
В ночь на 8 августа 2008 года в Тбилиси сделали свой выбор: Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве. Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик. Мы понимаем, что после того, что произошло в Цхинвали и планировалось в Абхазии, они имеют право решить свою судьбу сами.
Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет федерации и Государственная дума проголосовали в поддержку этих обращений.
Исходя из сложившейся ситуации необходимо принять решение. Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, - я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.
Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей".
Постсоветская хроника
10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил свою автономию в составе Грузинской ССР. Грузия объявила эти требования незаконными. В последовавших вооруженных столкновениях между стихийно возникшими формированиями с обеих сторон погибло до 5 тысяч человек, а 23 ноября 1989 года началась осада Цхинвали.
20 июня 1990 года Верховный совет Грузинской ССР отменил все законы и законодательные акты, принятые республикой после 1921 года. Это стало нарушением принципа целостности и нерушимости границ СССР, поскольку Советский Союз, а не Грузия, являлся субъектом международного права. С июня по сентябрь в Южной Осетии был принят ответный пакет документов, а 20 сентября 1990 года принята Декларация о суверенитете республики. 10 декабря того же года грузинские власти упразднили осетинскую автономию, объявив территорию Южной Осетии Цхинвальским регионом. В ночь на 6 января 1991 года начался третий грузино-осетинский конфликт, который продолжался до 14 июля 1992 года и закончился подписанием Московских соглашений о прекращении огня и вводе миротворцев СНГ.
В Абхазии декларация Верховного совета о государственном суверенитете была принята 25 августа 1990 года. Тогда же были приняты постановления о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии. Верховный совет республики отменил конституцию 1978 года и вернул конституцию 1925 года, согласно которой Абхазия являлась субъектом международного права.
Все документы, принятые Южной Осетией и Абхазией, были приняты на основе действовавшего тогда закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».
Грузия, в свою очередь, приняла акт независимости 9 апреля 1991 года, таким образом фактически объявив о выходе из СССР и возвращении конституции 1918 года. Одновременно Грузия аннулировала Георгиевский договор 1783 года и Манифест 1800 года об упразднении Картли-Кахетинского царства. Тем самым в соответствии с международным правом она могла стать самостоятельным государством только с той территорией, с которой входила в царскую Россию. А вот Южная Осетия и Абхазия приняли участие в референдуме 17 марта 1991 года, проголосовав за сохранение СССР. Причем Абхазия участвовала во всех переговорах по поводу реформирования СССР. Так кавказский узел завязался в гордиев - на сравнительно небольшой территории оказались три государственных образования: независимая от СССР Грузия и независимые от Грузии республики СССР Абхазия и Южная Осетия.
Высказывания Дмитрия Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии
"Даже после признания в качестве субъекта международного права Косово мы не сделали соответствующих заявлений по Южной Осетии и Абхазии. Но мы вынуждены были признать их независимость, после того как снова пролилась кровь".
(из интервью СNN)
"Наши коллеги неоднократно говорили: «Косово - casus sui generis», случай особого рода. Пожалуйста, но и Осетия, и Абхазия - тоже casus sui generis".
"Всякое признание нового государства осуществляется другим государством единолично. Нет коллективного признания, это всегда единоличный акт государства. То же самое происходило в отношении Косово: кто-то признал, кто-то не признал. Поживем - увидим, что будет с этой ситуацией".
(из интервью ВВС)
"Мне бы не хотелось никакой холодной войны. Она принесла только проблемы человечеству. Поэтому все, что будет зависеть от нас, мы будем делать. В этой ситуации шарик на стороне европейцев - и если они хотят ухудшения отношений, они, конечно, этого добьются".
"Не получилось у них жить с Грузией. Они когда-то и в Российское государство входили порознь: входили осетины, входили абхазы, входили грузины. Не склеилось, и вина в этом - полностью на грузинской стороне".
"Мы его (план Саркози. - "Газета") соблюдаем на 100 процентов, и российские войска нигде не бродят.
В порту Поти разгружаются грузы, приходят американские эсминцы, привозят грузинам оружие - все в порядке: они что хотят, то и делают. Если я правильно понял, то несколько часов назад в порт Поти направился миноносец «Макфол». Порт живет и процветает".
(из интервью ТF1)
"В настоящий момент военная операция закончена. Есть специальный план, по которому мы работаем. Действительно, мы с президентом Саркози подготовили план из шести принципов - российская сторона его исполнила. Сейчас главное добиться того, чтобы грузинская сторона всецело следовала ему, в том числе и в части, касающейся демилитаризации и возвращения грузинских вооруженных сил в места дислокации, с тем чтобы не было оснований полагать, что по каким-то нюансам происходит откат от этого плана".


Газета.GZT.RU