Вадим Соловьев, Виктор Литовкин. Морские сражения откладываются. Российский Генштаб следит за тем, чтобы число кораблей НАТО в Черном море не стало избыточным

28.08.2008

Вадим Соловьев, Виктор Литовкин. Морские сражения откладываются. Российский Генштаб следит за тем, чтобы число кораблей НАТО в Черном море не стало избыточным
На борту крейсера "Москва" президент Абхазии Сергей Багапш предложил вице-адмиралу Сергею Меняйло развернуть морскую базу в Сухуме.
Вчера в абхазский порт Сухум прибыла группа кораблей Черноморского флота во главе с крейсером «Москва». Одновременно стало известно, что число боевых кораблей НАТО в Черном море будет увеличено с 10 до 18. Пока мировые державы спорят по поводу признания Абхазии и Южной Осетии - военные моряки России и НАТО приступили к разминке своих военных мускулов.
Два малых ракетных корабля и крейсер «Москва» совершили первый официальный визит в Абхазию, заявили руководители Сухума. И хотя дипломатических отношений между столицей России и признанной ею независимой республикой пока не установлено, моряков Черноморского флота здесь встречают, что называется, по высшему разряду. Командует отрядом командир Новороссийской военно-морской базы ЧФ вице-адмирал Сергей Меняйло. А встречали его у причала президент республики Сергей Багапш, глава администрации Сухума Алиас Лабахуа и другие руководители Абхазии.
Глава республики поднялся на борт крейсера и совершил на нем небольшой выход в море. Над крейсером были подняты флаги Республики Абхазия и Российской Федерации. А после возвращения корабля в Сухум организовали возможность подняться на борт и осмотреть ракетный крейсер всем желающим. Сергей Багапш тут же предложил создать условия для временного базирования в Абхазии кораблей Черноморского флота России.
«Вы сами знаете, какая активизация сейчас идет в Грузии, в Батуми и Поти по наращиванию Военно-морского флота НАТО, и мы будем предпринимать ответные меры», - сказал президент Абхазии. «Мы в будущем сделаем так, чтобы корабли Черноморского флота могли временно базироваться у нас», - подчеркнул он. Глава республики заявил, что корабли ЧФ «прибыли по моему личному приглашению и нанесли дружественный визит, надеюсь, что не последний».
Вместе с тем, как сообщил «НГ» заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Анатолий Ноговицын, у кораблей Черноморского флота, которые находятся сейчас у берегов Абхазии, есть кроме представительских и чисто боевые задачи. Они обеспечивают переброску в собственную страну тех войск и военных грузов, которые уже не нужны на кавказском побережье Черного моря. Выразил он и свою обеспокоенность сосредоточением в акватории этого моря кораблей НАТО. Точнее - их излишков.
Правда, часть этой группировки пришла сюда для участия в давно запланированных учениях, которые должны начаться у берегов Болгарии и Румынии. В них собиралась принять участие и Россия, но теперь из-за конфликта с Североатлантическим альянсом по поводу событий в Южной Осетии делать этого не будет. А часть кораблей, в том числе и американский эсминец McFaul, сторожевой корабль береговой охраны Dallas, доставили в Батуми для Грузии гуманитарный груз. Российские военные сомневаются, что там только «койки, одеяла, памперсы и туалетные принадлежности», но проверить этого пока не могут. Генерал Ноговицын сказал: пусть они разгрузятся, а потом мы будем знать, что именно доставили грузинам американцы. Как именно российская сторона это узнает, заместитель начальника Генерального штаба уточнять не стал.
Первоначально планировалось, что американские корабли зайдут под разгрузку в порт Поти, но потом они изменили это решение. Но не потому, что возле этого порта, севернее него, расположен наблюдательный пост российской армии. Проблема в другом - в портовой гавани российскими спецназовцами взорваны и затоплены грузинские боевые катера. Они пока не подняты из воды, и американский эсминец и сторожевик могли напороться на мачты и рубки «утопленников».
Вместе с тем в российских средствах массовой информации идут сообщения, что наш Черноморский флот по своему корабельному составу уступает боевому потенциалу группировки ВМС НАТО, которую планируется создать в Черном море. На эти «страхи» ответил бывший командующий ЧФ и заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов. То, что кораблей Североатлантического альянса сейчас в черноморской акватории больше, чем у России, это непреложный факт. Как и то, что вооружение у них самое современное - включая крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун». «Однако при необходимости, - заметил адмирал, - Россия может задействовать и другие виды Вооруженных сил».
«Если брать только корабли, то соотношение потенциала российского Черноморского флота и планируемой группировки альянса - в пользу НАТО. Но если понадобится, Россия задействует все виды Вооруженных сил, в том числе авиацию. Поэтому мы можем сказать НАТО: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», - заявил Касатонов информационным агентствам.
Адмирал убежден, что направление кораблей НАТО в Черное море является политическим шагом, за которым не последует военных действий. «Сосредоточение таких сил в данном регионе - это чисто военно-политическая акция, направленная на поддержку Саакашвили. Если говорить о третьей мировой войне, то можно сказать точно, что завтра-послезавтра ее не будет», - заявил Касатонов.
«Может ли НАТО - государство нечерноморского географического нахождения - постоянно наращивать там группировку сил и средств? Получается, что не может. Это - принципиально важно», - заявил на брифинге 27 августа заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Он разъяснил, что конвенцией, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 году, предусмотрен договор по статусу Черного моря. В частности, в нем оговаривается количество кораблей, которые имеют право там присутствовать.
«Этой конвенцией предусмотрено ограниченное количество судов с лимитом общего тоннажа до 45 тысяч тонн. То есть не может без ограничений создаваться некая группировка одного и того же государства», - сказал он. Генерал пояснил, что этот лимит предназначен для государств, которые не являются черноморскими. В соответствии с оговоренным порядком использования общего тоннажа все заявки должны поступать в Турцию за 15 суток до предполагаемого времени вхождения в акваторию Черного моря. Максимальное время нахождения кораблей - 21 сутки, затем предполагается ротация. Турция очень ревностно следит за тем, чтобы никто не пользовался без ее разрешения проливами Босфор и Дарданеллы. И время для пребывания кораблей альянса в черноморской акватории пока есть.


Независимая газета