Клод Салхани. Новая 'холодная война' и Ближний Восток. ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты).

29.08.2008

Клод Салхани. Новая 'холодная война' и Ближний Восток. ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты).
Вторжение России в Грузию несомненно начнет цепную реакцию, отголоски которой будут ощущаться далеко за пределами Кавказа - вплоть до Ближнего Востока, а возможно и еще дальше. Силовой ответ России на грубую военную и политическую ошибку Грузии, попытавшейся разрешить спорные вопросы и сокрушить тягу к независимости в двух автономных республиках - Абхазии и Южной Осетии - изменит соотношение сил в сложной политической игре, идущей на Кавказе и за его пределами.
Реакция России на роковой промах Грузии была непропорциональна. Силы стран абсолютно несравнимы - 641 тысяча российских солдат против 26 900 грузинских. Насущные вопросы служили только предлогом - в сущности, вторжением в Грузию Россия ясно и отчетливо заявила о возрождении своей мощи.
Последствия этих отвратительных событий еще только предстоит осознать, но, судя по всему, историки в будущем сочтут российско-грузинскую войну поворотной точкой в отношениях между Россией и Западом после 'холодной войны'.
Пока не понятно, где и как все это кончится. Однако уже сейчас, всего через неделю после того, как российские войска вошли в Грузию, очевидно, что эпоха относительной разрядки между бывшей советской Россией и Западом, начавшаяся с окончанием 'холодной войны', падением Берлинской стены и крахом коммунизма в Восточной Европе, по-видимому, подходит к концу. Впереди новая эпоха.
Что она принесет нам? Какие союзы родятся (или возродятся)? Кого еще ожидает крах? Пока слишком рано об этом судить. Сейчас ясно только одно - Россия спровоцировала политическое цунами, которое изменит политический ландшафт. Может быть, историки также отметят, что в эти годы существовала редкая возможность, уменьшить напряженность между Соединенными Штатами и Россией - возможность, которая была бездарно растрачена.
Вместо того, чтобы подключить Россию к совместному разрешению затянувшихся конфликтов, угрожающих мировой стабильности, таких как ближневосточный конфликт, Запад, в особенности США под руководством президента Джорджа Буша (George W. Bush), предпочел вызвать у Москвы отчуждение.
Когда историки будут анализировать текущий конфликт, они, вероятно, придут к выводу, что часть вины за грядущую переориентацию части стран Леванта на Россию может быть возложена на ошибочную политику администрации Буша по отношению к России и к двум ближневосточным странам. Речь идет о Сирии и Иране.
Администрация Буша отказалась признать русских равноправными партнерами по поддержанию мира и вместо этого начала дразнить Москву, продвигая сомнительные проекты вроде установки ракет и радара в Польше и Чехии - обе эти страны входили в Варшавский пакт. Кроме того, он оскорбил Москву, пригласив в НАТО две бывших советских республики - Грузию и Украину. Москва восприняла это как прямое пренебрежение. По мнению русских, размещаемые в Восточной Европе американские ракеты нацелены на них, хотя США уверяет, что там разместятся только оборонительные ракеты, предназначенные для отражения будущей угрозы со стороны других государств - следует читать 'Ирана'.
Предложения России принять участие в проекте ПРО и разместить элементы системы в бывших советских республиках Центральной Азии, таких как Азербайджан (так в тексте. - прим. пер.), были сразу же отвергнуты Вашингтоном как несоответствующие требованиям и основанные на устаревшей инфраструктуре.
Сопоставьте обиду, нанесенную Бушем России, с его ближневосточной политикой, игнорирующей - а по сути демонизирующей - двух ключевых игроков региона. Эти две внешнеполитические линии, господствовавшие и осуществлявшиеся большую часть его восьмилетнего пребывания в Белом доме, могли только подтолкнуть Дамаск и Тегеран обратиться к России за военной политической и моральной поддержкой.
Однополярную систему, которой США наслаждались все восемь лет, пока Буш был в Белом доме, вероятно, вновь сменит двухполярная. Русские займут место советских, правда, со значительно меньшим арсеналом средств устрашения.
Разумеется, мы уже никогда не сможем в этом убедиться, но помощь России в разрешении арабо-израильского конфликта могла бы начать на беспокойном Ближнем Востоке эпоху стабильности. Вместо этого доктрина Буша втянула страну в две войны в исламском мире и вызвала глобальный всплеск милитаризма - так называемую 'американскую войну с террором', что разожгло антиамериканские настроения в изрядной части арабского и исламского мира.
Как будто и этого недостаточно, Буш оставляет после себя возрожденную 'холодную войну' нового типа. В результате этой новой 'холодной войны' на Ближнем Востоке, где Россия вновь начинает обретать статус силы, с которой следует считаться, начнут возникать новые, потенциально опасные союзы, направленные против национальных интересов США.
Клод Салхани - редактор Middle East Time, политический аналитик, живет в Вашингтоне
Евгений Губницкий, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 29 августа 2008, 17:31
Оригинал публикации: The new Cold War and Mideast


inoСМИ.RU