Александр Латышев (Душанбе). Поддержка по умолчанию.

29.08.2008

Александр Латышев (Душанбе). Поддержка по умолчанию.
В Душанбе в четверг прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на котором одной из важнейших тем публичного (а чаще непубличного) обсуждения стала ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии. В итоге президент Дмитрий Медведев заверил "Известия", что после вооруженного российско-грузинского противостояния, последовавшего за ним клинча Россия-Запад, а также признания Москвой независимости от Тбилиси Сухума и Цхинвала ему удалось заручиться поддержкой со стороны остальных лидеров ШОС.
То, что Медведеву будет крайне сложно заручиться на саммите хоть чьей-нибудь публичной поддержкой нашей позиции по Южной Осетии и Абхазии, стало ясно еще за день до основного мероприятия, прошедшего 28 августа. Председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время двусторонних встреч делали все возможное, чтобы по этому вопросу просто отмолчаться.
Между тем по итогам саммита необходимо было принять декларацию, и с учетом того, что ШОС позиционируется в том числе и как политический альянс, в ней просто неприлично было бы не упомянуть о проблеме, всколыхнувшей в последние дни весь мир. В конце концов - под нашим давлением - в проект декларации внесли изменения. В итоговом тексте появился пункт N 3. В нем говорится, что государства ШОС выражают "глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью вокруг югоосетинского вопроса", а также "приветствуют одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе".
Кроме этих формулировок - по самой горячей теме мировой политики - в декларации ШОС нет ничего. Но и эти слова - пусть и в косвенной форме - являются поддержкой позиции России.
На основное мероприятие лидеры стран ШОС и государств-наблюдателей собрались во дворце "Сомон", который выглядит шикарно - но только на фоне остальных совсем не шикарных душанбинских построек. Каждый из глав государств выступил с небольшой речью. Лидер Таджикистана Рахмон, президент Узбекистана Ислам Каримов, президент Киргизии Курманбек Бакиев и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев благодарили китайского лидера Ху Цзиньтао за великолепное проведение Олимпиады и восхищались растущей мощью ШОС. В свою очередь, сам Ху заявил, что все больше убеждается в единстве и силе ШОС и что, по его мнению, государства ШОС "всегда готовы поддержать друг друга в трудную минуту", в том числе в вопросах суверенитета и независимости. При этих словах оставалось лишь горько усмехнуться.
Лидеры говорили о чем угодно - наркотрафике, борьбе с терроризмом, деловом сотрудничестве и спорте, но никто из выступавших так и не произнес слов "Южная Осетия" и "Абхазия". Кроме Медведева, конечно. В самом начале своей речи он напомнил коллегам, что одна из ключевых задач ШОС - "координация усилий по упрочению региональной безопасности и стабильности".
- Сегодня актуальность этой задачи возросла... - Медведев заговорил тем самым жестким голосом, который он обнаружил для всех в последние две с половиной недели. - К сожалению, приходится констатировать, что продолжаются попытки обеспечить национальные интересы силовыми методами, и примером таких безответственных, преступных действий стала грузинская агрессия против Южной Осетии. Хорошо известно, кто попустительствовал властям Грузии и даже подстрекал их, преследуя свои корыстные цели, такое поведение непозволительно и должно самым решительным образом пресекаться.
В зале наступила тишина. Все, конечно, понимали, что именно эти слова намного важнее и злободневнее всего, что тут было сказано до этого.
- В этих экстремальных условиях мы продолжим ответственную и предсказуемую политику, - продолжал Медведев. - Мы признательны за ваше понимание и объективную оценку предпринимаемых Россией миротворческих усилий. Уверен, что единая позиция государств - членов ШОС получит должный международный резонанс и также послужит серьезным сигналом тем, кто пытается выдать черное за белое и оправдать совершенную агрессию.
Кто-то из лидеров слушал это, потупившись, кто-то делал вид, что ничего необычного не происходит, и изображал на лице безразличие. Но ведь ни один из них не мог взять и сказать - мол, я не согласен.
Медведев в этой - на самом деле не очень приятной ситуации - сделал максимум возможного: произнес то, что обязано было прозвучать, причем сказал за тех, кто говорить явно не желал.
После подписания итоговых документов Медведев вышел к прессе, и "Известия" решили уточнить у него, действительно ли у его коллег была "единая позиция".
- С удовольствием рассказал все нашим коллегам и получил от них поддержку нашим усилиям, - подтвердил президент.
Как рассказал "Известиям" высокопоставленный дипломатический источник, на двусторонних переговорах действительно так и было: "коллеги, в том числе и китайцы, в беседе с глазу на глаз говорили, что поддерживают Медведева, причем полностью".
А вообще, вся эта история, в том числе "единая позиция" лидеров - уклоняться от публичных высказываний по критически важному для одного из ее членов вопросу, показала, что ШОС действительно в ближайшей перспективе не может стать мощным военно-политическим альянсом и (как мечтают некоторые политологи и журналисты) конкурировать с НАТО. Единственное, чем ШОС сейчас схожа с Североатлантическим альянсом, - это количеством скрытых внутренних противоречий, которые пока что не проявляются особо сильно.
Понимая это, постоянные члены ШОС пока не спешат расширяться за счет наблюдателей - Ирана, Пакистана, Индии и Монголии. Им сулят большую интеграцию в работу основного состава и, например, утвердили в четверг для них новый возможный статус "партнера по диалогу". Но не более.


Газета Известия