Чечня: для давления на родственников боевиков неустановленные вооруженные люди поджигают их дома (обновленная версия)

30.09.2008

Летом 2008 года сотрудниками ПЦ «Мемориал» зафиксировано 15 случаев намеренного поджога домов, в которых проживают родственники боевиков, предположительно сотрудниками силовых структур (см. Приложение). Ниже мы публикуем три сюжета, о которых нам известно наиболее подробно.
17 июля 2008 года
перед рассветом в пос. Гикаловский Грозненского (сельского) района Чеченской Республики был подожжен дом Юсуповых. В доме находился Хамид Юсупов и его жена, дочь и трое малолетних внуков. Тому, что в дом среди ночи ввалились военные, они не удивились: такие визиты им наносят постоянно, с тех пор, как двое сыновей (Рамзан и Магомед) ушли к боевикам. Не удивился Хамид и тому, что их выгнали из дома среди ночи - их так не раз обыскивали. Но на это раз, вместо того, чтобы перевернуть в доме все вверх дном, как обычно, военные облили комнаты бензином, подожгли, быстро сели в свои машины и уехали. Хамид не сразу решился начать тушить пожар, опасаясь, того, что поджигатели могли оставить взрывчатку. Через несколько минут дом полыхал. Проснулись соседи, помогли потушить пожар, но постель, ковры, занавески, часть одежды сгорели; сильно пострадала мебель.
Свой дом, состоящий из двух комнат, Хамид с сыновьями построили два года назад, после того, как получили часть компенсации за прежний, который находился на 56-м участке г. Грозный и был разрушен в 1999 году.
Вскоре в Шатое погибли два брата Хамида: старший от осколка бомбы, младший в больнице от разрыва сердца во время бомбежки. Потом погибли два племянника.
Потом жизнь стала налаживаться. Один из сыновей, Магомед, поступил на службу в стрелковую роту при комендатуре Шатойского района, но в 2002 году бойцы стрелковой роты, стали жертвой двойного преступления: возвращаясь с боевого задания, они подорвались на мине, а потом, их расстреляли сотрудники комендатуры. Выжили несколько человек, без ран не обошелся никто. Дело это так и не было расследовано, никто не был наказан, и не получил даже взыскания. Вскоре роту расформировали.
Другой сын, Рамзан, стал работать милиционером. Он с братом Магомедом жил в Шатое, а их родители в пос. Гикаловский. Когда родителям сообщили, что сыновья ушли «в горы», они долго не могли поверить. Мать с тех пор тяжело больна.

*****
В ночь на 28 августа в с. Мескер-Юрт Шалинского района Чеченской Республики вооруженными людьми в камуфляжной форме был подожжен дом Алиевых, расположенный по адресу: улица Исламская, 8.
Хозяин дома, Хасанбек, только закончил молиться и услышал, что к воротам кто-то подъехал и остановился. Он открыл калитку и увидел две машины, из которых выбежали около десяти человек в масках. Они ворвались во двор, закинули в дом несколько бутылок с бензином и подожгли. Сразу после этого они уехали. Хасанбек кинулся в дом, в котором спали его жена и четверо сыновей, младшему из которых - три года. Вытаскивать их пришлось через окно, у дверей пламя было особенно сильное. Тут же прибежали соседи: дом и людей спасли, но имущество пострадало очень сильно.
Хасанбек и без объяснений знал, что его наказывают за то, что его старший сын в мае прошлого года ушел к боевикам. С тех пор его и двоих старших сыновей не раз вызывали в милицию, к ним приезжали среди ночи, требуя, чтобы он назвал местонахождение сына.
После поджога Хасанбек Алиев обратился в милицию с заявлением о совершенном преступлении, но никакой реакции со стороны правоохранительных органов до сих пор не последовало.

*****
В ту же ночь в г. Шали Чеченской Республики был подожжен дом Муслиевых, расположенный по адресу:, ул. Моздокская, 10.
В ту ночь глава семьи, Юнус Муслиев дома отсутствовал; там находились его жена Нахапу, больная дочь Мадина, жена сына Луиза и пятеро ее детей (младшей из которых около месяца), жена брата Валентина и ее сын. В третьем часу ночи неизвестные вооруженные люди в камуфляжной форме и масках ворвались во двор, выгнали на улицу обитателей дома, плеснули на пол двух комнат бензин и бросили туда горящую тряпку. Убедившись, что дом охватило пламя, неизвестные покинули двор. Женщины позвонили в пожарную часть. Пожарные приехали минут через двадцать, но никакой помощи погорельцам не оказали. Муслиевы своими силами смогли локализовать пожар. В результате выгрела лишь внутренность дома - кирпичные стены и крыша сохранились. Когда Муслиевы позвонили в милицию, дежурный был уже в курсе дела и сам назвал адрес, как будто был заранее предупрежден. Впрочем, возможно, это действительно было так, потому что поджигатели прямо сказали Муслиевым, что наказывают их за сына Юнуса, Абубакара, который якобы «ушел в лес».
8 августа около полудня Абубакар Муслиев вышел из дома и не вернулся. Несколько дней родственники самостоятельно его искали, а 13 августа подали заявление в прокуратуру. Однако и там, и в милиции представители государства высказали убеждение, что Абубакар решил вступить в незаконное вооруженное формирование и потребовали, чтобы Юнус нашел своего сына в горах и привел его домой. С тех пор его почти каждый день вызывали в милицию и администрацию, угрожали выгнать семью из города.
За две ночи до поджога «силовики» уже врывались ночью во двор Муслиевых, требуя Абубакара. Они так напугали больную дочь Муслиевых, Мадину, что пришлось вызывать «Скорую помощь». У Мадины опухоль головного мозга. Она заболела после первой войны (когда была ребенком), врачи считают, что это связано со стрессом. Тогда же начались приступы эпилепсии и у Абубакара.
Проблемы с силовыми ведомствами у Абубакара Муслиева начались 1 октября 2007 года, когда «силовики» попытались в Шали задержать боевика, тот сумел убежать, но его машина сгорела. При осмотре оказалось, что ранее эта машина принадлежала Абубакару Муслиеву. Он объяснил «силовикам», что незадолго до этого продал ее и дальнейшая судьба машины ему неизвестна. Никаких улик против Абубакара не было, но с тех пор ему не было покоя ни ночью, ни днем. Его несколько раз забирали бойцы спецроты, базирующейся в Шали и жестоко избивали, добиваясь сведений о боевиках. Один раз его выбросили на улицу с приступом эпилепсии; тогда Абубакара с трудом удалось спасти.
Родственники уверены в том, что Абубакар не мог уйти в горы, потому что он не в состоянии выдержать тяжелые условия жизни. Юнус Муслиев подал заявление в прокуратуру Шалинского района и намерен добиваться расследования обстоятельств поджога, установления личности поджигателей и их наказания. Однако на 9 сентября уголовное дело по факту поджога возбуждено не было.

Приложение.
4 июля
в с. Самашки Ачхой-Мартановского района сотрудниками неустановленных силовых структур был подожжен дом, принадлежащий семье Мусихановых.

12 июля в с. Гелдагана Курчалоевского района сожжен дом Шерпудина Демельханова. В дом ворвались вооруженные люди в камуфляжной форме и масках. Выгнали всех членов семьи во двор. Шерпудина и его сына избили, а затем подожгли дом. Дом сгорел полностью со всем имуществом и деньгами, занятыми у родственников для оплаты расходов по ведению уголовного дела сына
В ту же ночь (около 3.00) в с. Курчалой в дом Шейхи Юсупова 1956 г. р., расположенный по адресу: ул. Советская, 9, ворвались неизвестные люди в масках и камуфляжной форме и учинили во дворе «дебош». Их с трудом удалось успокоить и выпроводить на улицу. По словам соседей, неизвестные подходят под описание поджигателей дома Шерпудина.

13июля в с. Хиди-Хутор Курчалоевского района сожжен дом Ибрагима Магомадова. Поджигатели сожгли и трактор, принадлежащий семье.

16 июля в с. Никихита Курчалоевского района вооруженные люди в масках и камуфляжной форме ворвались в дом Ильяса Умарова, выгнали всех жильцов на улицу и сожгли его. Тем самым оставили семью без имущества, крыши над головой и средств к существованию. Таким же образом сожгли и дом его двоюродного брата - Ахмеда Умарова.

17 июля в с. Асланбек-Шерипово Шатойского района сожжен дом Абдулхановых.
В то же время в пос. Гикаловский Грозненского (сельского) района подожжен дом стариков Юсуповых; соседи помогли потушить огонь.
Также в с. Шатой была безуспешная попытка поджечь дом Джубаевых, которые живут в многоквартирном доме.

В ночь на 22 июля в с. Центорой Курчалоевского района сожжен дом Рамзана Абдрахманова.

В ночь на 30 июля в с. Аллерой Курчалоевского района сожжены дома Элимханова и Махмуда Азизова.


В ночь на 28 августа в г. Шали сожжены дома Эбишевых, Юсупхаджиевых и Муслиевых.
В ту же ночь в с. Мескер-Юрт Шалинского района сожжен дом Алиевых, расположенный по адресу: ул. Исламская, 8.