Леонид Рагозин, Александр Раскин. Кризис: Посторонним вход разрешен. Праздник, который всегда с войной.

01.09.2008

Леонид Рагозин, Александр Раскин. Кризис: Посторонним вход разрешен. Праздник, который всегда с войной.
За первый день празднования признания независимости в популярном кафе «Чегем» на набережной Сухуми был выпит годовой запас шампанского, а на второй - 27 августа - администратор кафе Нино уже жаловалась корреспонденту Newsweek: мол, с 10 утра сидят и пьют. Скоро к ликующим абхазам присоединились российские моряки: в порт вошли ракетные катера «Молния» и «Ивановец», и окрестные забегаловки оккупировали сошедшие на берег офицеры - холодное противостояние с кораблями НАТО в Черном море начиналось с холодного пива в сухумских шалманах.
Оставшиеся на кораблях вахтенные наблюдали за праздником с позиции сосисок на гриле - палубы раскаляла 30-градусная жара. Из рубки «Молнии» героически вылез моряк в длинных синих шортах и тоскливо посмотрел на причал. Там бодро ходил молодой парень и размахивал абхазским флагом. Моряк попросил подарить ему флаг на память, но абхазский юноша просьбу проигнорировал. «Я тебе независимость подарил, а ты флаг какой-то пожалел», - мрачно сказал моряк, развернулся и скрылся в своей рубке. Вскоре на «Молнию» вернулись его сослуживцы с флагами и подарками - корабли уходили в боевое дежурство.
«Подарок» этот вызывает много вопросов. Когда независимость Косова сразу после ее объявления признало всего лишь около 30 государств, в список которых, правда, входили ведущие западные страны, эксперты называли это провалом. Абхазию с Южной Осетией пока признала только Россия, к которой не спешат присоединиться даже ближайшие союзники. Москва выложила на стол свой главный козырь, который имела на руках со времен признания Косова. Что она в результате этого получила - неясно. Западные эксперты недоумевают, почему и Россия, и Абхазия с Южной Осетией не воспользовались тем, что по-английски называется «окном возможности», которое широко распахнулось в момент между нападением грузинских войск на Цхинвали и захлопнулось, когда российские войска выдвинулись за территорию Южной Осетии, а осетинские ополченцы начали сжигать грузинские села. Ждать, когда это окно откроется снова, придется долго - ведь Тбилиси тоже выбросил свой главный козырь и пытаться решить проблему своей реинтеграции военным путем не сможет еще долгие годы.
ОКНО В ЕВРОПУ
Абхазия и до войны «имела очень интересные перспективы» урегулирования конфликта с Грузией, считает Иван Крастев, глава софийского Центра либеральных стратегий. «Все думали, что решение будет в формате некоего международного протектората по типу Косова, когда территориальная целостность Грузии сохраняется, но только на бумаге. А лет через десять стороны снова возвращаются к вопросу о статусе», - рассуждает аналитик.
Другой сценарий был у влиятельной Международной кризисной группы, которая дает рекомендации европейским правительствам по урегулированию вооруженных конфликтов. Те, кто в Европе верил в реинтеграцию Грузии, представляли это так: если бы Тбилиси в течение долгих лет стимулировал экономические связи с отколовшимися регионами и демонстрировал, что широкая автономия в маленькой Грузии - это лучше, чем раствориться в гигантской России, то через годы появились бы предпосылки для воссоединения.
В этой связи европейских наблюдателей радовала оживленная торговля между осетинскими и грузинскими селами в Южной Осетии, так же как и вся новая инфраструктура, которую грузинские власти в последние годы построили в той части региона, которую контролировали. Вид сверкающих торговых центров и новых школ, по их замыслу, должен был заставить осетин задуматься, кто лучше: собственное некомпетентное правительство или на глазах воплощающаяся в реальность грузинская западная мечта.
Все эти мечты были разбиты вдребезги первыми залпами грузинской артиллерии по Цхинвали. «За безрассудство Саакашвили Грузия заплатила окончательной потерей Абхазии и Южной Осетии» - пишет в своем анализе последствий конфликта Майкл Эмерсон из Центра европейских политических исследований в Брюсселе.
«8 августа Грузия потеряла поддержку Запада. Если бы российские войска остановились на границах Южной Осетии, то это была бы не только военная, но и тотальная политическая победа России. Это означало бы, что идея о вступлении Грузии в НАТО умерла», - говорит Иван Крастев. По словам аналитика, все видели, что именно Саакашвили спровоцировал конфликт и что Россия не могла не отреагировать на это.
Собственно, между этими залпами и бегством грузинских войск из Цхинвали и осетинских деревень «окно возможностей» и оказалось открытым настежь. Уровень поддержки Саакашвили упал до исторического минимума. Спецпредставитель США на Кавказе Мэтью Брайза, комментировавший обстрел Цхинвали, выразил свои эмоции тремя словами - «прискорбно», «незаконно» и «ужасно». Понятно, что у Франции и Германии, не рассматривавших Грузию в качестве своего политического проекта, было еще меньше оснований испытывать какое-либо сочувствие к Тбилиси. Более того, в глазах ведущих стран ЕС вся затея с ускоренной евроатлантической интеграцией Грузии тогда выглядела как еще один катастрофический просчет администрации Буша. По выражению аналитиков Международной кризисной группы, европейцы радовались, что им удалось «увернуться от пули», когда в апреле они отказались принять план действий по вступлению Грузии в НАТО.
При реальном нейтралитете европейских посредников Абхазия и Южная Осетия могли бы добиться «косовского максимума»: гарантий безопасности со стороны Грузии, широкой международной помощи и отложенного вопроса о статусе, по большому счету - признания независимости де-факто. Россия сняла бы вопрос о вступлении Грузии в НАТО с повестки дня на долгие годы и нежданно-негаданно добилась бы заветной цели - серьезного раскола между США и Европой. Но, как говорит Иван Крастев, «конфликт произошел, так как он произошел. После 11 августа появилось ощущение, что Россия идет на смену режима в Тбилиси и что у нее появилось желание оккупировать часть собственно грузинской территории».
В отношении России и сепаратистских регионов стал накапливаться негатив. Пребывание войск за пределами Южной Осетии, объясненное Россией желанием уничтожить инфраструктуру врага, затянулось неприлично надолго. Заявление генерала Анатолия Ноговицына о том, что слово «отвод», употребленное Медведевым в разговоре с Саркози, вовсе не означает «вывод», заставило французов и немцев предположить, что их держат за идиотов: придуманный генералом лингвистический «нюанс» непереводим ни на какой язык мира, да и по-русски вовсе неочевиден. К тому же стали подтверждаться сообщения о том, что осетинские ополченцы сжигают грузинские села, вынуждая их жителей покинуть Южную Осетию.
«Я надеюсь, что российское руководство эту ситуацию достаточно хорошо продумало, - говорит ведущий эксперт Немецкого совета по внешней политике Александр Рар. - У него было достаточно времени. Конфликт длится уже почти 20 лет, поэтому Россия понимает, какие у нее есть возможности, а каких нет». По его словам, даже внутри СНГ трудно представить такую страну, которая безоговорочно поддержала бы Россию в этом вопросе.
ТЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ
В отличие от немецкого эксперта, в самих конфликтных республиках не сомневаются в поддержке других стран Содружества. «В ближайшие два-три дня нас признают еще несколько государств, вопрос уже почти решенный. Вы всё узнаете не позже понедельника», - сообщил Сергей Багапш корреспонденту Newsweek в минувшую пятницу.
«Мы знаем, что нам придется теперь выстраивать новые взаимоотношения не только с Россией, но и с мировым сообществом, которое, как я надеюсь, рано или поздно признает нашу независимость», - говорил Сергей Багапш. При этом принципиальное отличие абхазской позиции от югоосетинской в том, как распорядиться этой независимостью. «Я поздравляю и наших братьев из Южной Осетии, но у них, как мне кажется, план - в будущем объединиться с Северной Осетией и войти в состав России. У Абхазии же планов о вхождении в состав РФ нет и никогда не было», - утверждает глава абхазского МИДа Сергей Шамба.
На вопрос корреспондента Newsweek, понимает ли господин Шамба, что после признания независимости Абхазии Россией республика может оказаться в еще большей изоляции, министр только усмехнулся. «Это всё чушь. Именно благодаря России Абхазию сейчас узнают во всем мире и уже в ближайшее время к нам потекут инвестиции, и многие европейские государства признают нас… - начал было Шамба, но всё же добавил: - Ну, конечно, не так скоро, как нам этого хотелось бы».
Пока же Абхазия может рассчитывать только на деньги из традиционного источника. «У нас теперь будет много туристов. Мы прогнозируем, что в будущем году ежедневно из Краснодарского края к нам будет ездить около 100 экскурсионных автобусов, а количество отдохнувших в республике россиян перевалит за миллион. На пограничном переходе на реке Псоу будут выстраиваться очереди», - живописал корреспонденту Newsweek абхазский министр по туризму Тенгиз Лакербай.
В окружении президента Багапша всё же говорили, что одним туризмом сыт не будешь. Там рассказали, что у абхазов уже есть договоренности с «Базовым элементом» Олега Дерипаски - «на песчаных карьерах в окрестностях Сухуми и Гагр начнут добывать песок и гравий, который пойдет на цементные заводы в Сочи, где будет построена олимпийская деревня». Но больше всего в аппарате Багапша рассчитывают на конкретную помощь российского бюджета. «Возможно, пока наша экономика не окрепнет, Россия будет выделять Абхазии около $50 млн в год на развитие. Пока мы не станем хорошо зарабатывать как курорт, эти средства могут считаться платой за предоставление территории под военные базы. Ну ведь платит же Россия целых $90 млн Украине за базу в Севастополе», - проводил аналогию источник.
Как сообщил Newsweek Сергей Багапш, в ближайшее время Абхазия будет просить Россию оставить в республике на постоянной основе военный контингент численностью до 4000 человек. «Это будут как сухопутные, так и военно-морские силы. У нас действительно есть необходимость обратиться к России за военной помощью - с грузинской стороны идут попытки диверсий, минирования дорог, мостов, автомобилей», - объяснил абхазский президент. А министр иностранных дел Шамба уточнил: «Республикой руководят не дети, а политики. И мы прекрасно понимаем, что признание независимости Абхазии - это геополитика в интересах всё той же России. Без взаимовыгодных условий между государствами не бывает добрососедских отношений».
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ
Шамба не исключает, что в будущем Абхазии удастся построить отношения даже с Грузией - конечно, пока под эгидой ООН, ЕС или России. «Мы готовы искать компромисс, идти на сотрудничество со всеми партнерами», - взывал к миру абхазский министр. Майкл Эмерсон из Центра европейских политических исследований в Брюсселе видит отношения с новым образованием так: «Непризнание и никаких особых отношений. Не наказывать, но и не помогать. Дальнейшее зависит от развития кризиса между Россией и Западом».
Есть ли шансы у Абхазии и Южной Осетии? «В долгосрочном плане объединение Абхазии и Южной Осетии с Грузией невозможно, но пройдет время, пока Запад это поймет», - считает Александр Рар. По мнению немецкого аналитика, Запад должен «не изолировать Абхазию и Южную Осетию, а вести с ними диалог». Рар говорит, что его страна - Германия - предпримет такие шаги, но «не сейчас, и не в таком уж далеком будущем».
Но в слова аналитика, близкого к бывшему канцлеру Герхарду Шрёдеру, верится с трудом. Нынешний канцлер Ангела Меркель, похоже, искренне раздосадована тем, что Россия не использовала то самое «окно возможности». «Для Германии это был вообще очень трудный период. Немцы всегда хотели иметь конструктивные партнерские отношения с Россией, но, по моим ощущениям, в последние дни канцлер Меркель чувствует себя обманутой Москвой», - говорит болгарский эксперт Иван Крастев.
По его словам, если уж и теоретизировать на тему признания, то говорить можно только об Абхазии. В отличие от Южной Осетии, Абхазия имеет сразу несколько вещей, которые сильно поднимают ее в глазах Запада: какая-никакая экономика, позволяющая самостоятельно прокормить население, сменяющаяся на реальных многопартийных выборах власть и свободная пресса. Кроме того, проживание тысяч представителей мегрельско-грузинского меньшинства на территории республики позволяет Сухуми говорить, что Абхазия худо-бедно уважает права нацменьшинств. У Сухуми к тому же есть возможность выстраивать свои собственные отношения с Западом при посредничестве стран с большими абхазо-черкесскими диаспорами, в числе которых - главный союзник США на Ближнем Востоке Иордания и член НАТО Турция.
«Независимость Косова, - напоминает Крастев, - строилась на трех китах: невозможность объединения с Албанией, одновременное желание и Косова, и Сербии вступить в ЕС, а также на вопросе о правах нацменьшинств». Говоря о нежелании объединяться с Россией и выражая готовность решать проблему беженцев, Сухуми уже отвечает двум из имеющихся критериев.
АБХАЗИЯ
Дата провозглашения независимости: 23 июля 1992 г.
Конституция: Абхазии одобрена на референдуме 3 октября 1999 г.
Территория: 8600 кв. км. Абхазия в 1988 раз меньше России и по площади равна Пуэрто-Рико, зависимой территории США
Население: 216 000 человек (перепись 2003 г.), в том числе 43,8% - абхазы, 20,8% - армяне, 19,6% - грузины, 10,8% - русские; по оценке правительства Абхазии в 2008 г. - около 250 000 человек; 80% населения являются гражданами России
Государственный язык: абхазский, русский
Денежная единица: российский рубль
Объем промышленной продукции (2006 г.): 587,1 млн руб.
Доходы бюджета (2007 г.): 1,43 млрд руб.
Основные отрасли экономики: виноградарство, табачная, чайная промышленность, садоводство, животноводство, туризм, производство стройматериалов (Академия наук Абхазии работает над проектом превращения республики в крупнейшего европейского производителя фрукта киви)
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Дата провозглашения независимости: 19 января 1992 г.
Конституция: принята Верховным советом Южной Осетии 2 ноября 1993 г.
Территория: 3900 кв. км. Южная Осетия в 4384 раза меньше России и по площади равна непризнанной Турецкой Республике Северного Кипра.
Население: около 70 000 человек (66-68% - осетины, 28-29% - грузины); от 70% до 90% населения являются гражданами России
Государственный язык: осетинский, русский, грузинский
Денежная единица: российский рубль
Доходы бюджета: 60% доходов бюджета составляет помощь Российской Федерации
Основные отрасли экономики: виноградарство, горная добыча, пищевая промышленность, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность
Природные ресурсы: свинцово-цинковые руды, туф, мрамор, змеевик, минеральные воды
Объем продукции промышленных предприятий Южной Осетии (2007 г.) - 26,5 млн руб.
ПОЧЕМ ПОБЕДА
Ударит ли грузинская война по российскому карману?
За величие страны кто-то должен заплатить. На минувшей неделе сотни тысяч жителей России вновь подсчитывали убытки. Только на ММВБ на конец 2007 г. было открыто 487 000 счетов частных лиц, играющих на фондовой бирже; в паевых инвестиционных фондах - еще около 300 000 счетов. По оценкам фондовых аналитиков, с конца июля частные инвесторы потеряли уже около 30-35% от суммы вложений (приблизительно 30 млрд руб.). Последним ударом было признание независимости двух кавказских республик - индекс РТС упал до минимального с октября 2006 г. значения.
Впрочем, паника была недолгой. Уже в четверг падение прекратилось, а эксперты пообещали рынку рост, а инвесторам - прибыль. Первый замглавы УК Росбанка Денис Пахомов считает, что к концу года индекс РТС достигнет 1800-2000 пунктов (рост на 10-20% от нынешнего уровня). Стратег ИК «Ренессанс Капитал» Ованес Оганесян говорит о 2200-2400 пунктах к концу года (+35-50% за тот же период). Так что те, кто не сбросил в панике свои бумаги, смогут вернуть деньги или даже заработать.
Европейские политики всю прошлую неделю обсуждали варианты введения экономических санкций против России. Звучали предложения ограничить поток иностранного капитала в Россию, уменьшить закупки сырьевых товаров, может быть, даже воспрепятствовать прокладке российского газопровода «Южный поток» в Европу. Правда, одновременно с этим в прошлый четверг комитет по промышленности и торговле парламента Греции одобрил соглашение о строительстве греческого участка «Южного потока». Ратификация этого документа намечена на текущую неделю.
Российские власти чувствуют себя уверенно и санкций не боятся. На прошлой неделе Владимир Путин даже объявил о приостановке действия ряда соглашений, принятых в рамках вступления России в ВТО, в первую очередь в области сельского хозяйства. Спустя всего три дня был наложен запрет на импорт мяса птицы 19 американских производителей - по санитарным соображениям. Эксперты говорят, что возможны и более масштабные последствия: к примеру, американцы сейчас имеют право на 74,4% в объеме тарифных квот на ввоз мяса птицы в Российскую Федерацию. Соглашение может быть пересмотрено таким образом, что доля США в тарифной квоте может уменьшиться или страновая привязка к поставщикам вообще исчезнет. То есть разные страны будут конкурировать между собой, чтобы поставлять на наш рынок мясо. Таким образом, будет усилена конкуренция и российский потребитель не пострадает от повышения цены, говорит президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Эксперты считают, что пересмотр может коснуться не только сельского хозяйства, но и других отраслей. «Речь наверняка идет о соглашении по ценам на энергоносители: в рамках переговоров Россия приняла на себя обязательства по повышению внутренних цен на газ; это обязательство может быть снято», - утверждает глава Института национальной стратегии Станислав Белковский.
То есть кризис в отношениях с Западом пока как минимум не гарантирует кризиса экономики - но следует ждать развития ситуации. Ходы в этой партии могут быть самыми неожиданными. Так, бывший помощник президента США Збигнев Бжезинский в статье в журнале Time предложил заморозить счета российских олигархов в западных банках. В той или иной форме этот призыв повторялся многократно и с вариациями: звучали предложения о проверке всех сделок, совершенных российскими компаниями и т. д. Пока, впрочем, всё спокойно. По меньшей мере две российские группы завершили сделки по покупке активов в США уже после окончания войны в Осетии. НЛМК 12 августа закрыл сделку по приобретению John Maneely Company, крупного американского производителя труб, а «Северсталь» 22 августа стала собственником компании PBS Coals.


Русский Newsweek