Проблемы вынужденных переселенцев в Чечне

19.11.2008

Активизация процесса закрытия пунктов временного размещения (ПВР), которая пришлась на конец 2007 года, и в ходе которого ПВРы были преобразованы в общежития, привела к массовым грубым нарушениям прав людей. В своих жалобах временно перемещенные лица (ВПЛ) сообщали об оказываемых на них давлении и угрозах, звучащих в их адрес. Люди опасались, что их могут насильно выселить из общежитий без предоставления какого-либо альтернативного жилья. Вмешательства в ситуацию правозащитных организаций и протесты самих жильцов общежитий, привели к тому, что власти ЧР были вынуждены предпринять определенные шаги по обустройству особо нуждающихся.
В частности, жителям ПВРов были предложено по 18 000 рублей на семью, для съема жилья на полгода. Такой вариант большинство семей не устраивал, так как он мог решить вопрос обустройства лишь на короткий промежуток времени. К тому же многие не могли найти сдающееся в аренду жилье ввиду его дефицита, или оно было слишком дорогим, что сокращало возможный срок проживания. Люди, уставшие от многочисленных практически насильственных перемещений, требовали долгосрочного решения своей жилищной проблемы. В ответ на это требование республиканские власти стали выдавать формальные гарантийные письма, в которых принимали обязательство предоставить жилье выселяемым из общежитий семьям в первоочередном порядке. Но, когда выделенная сумма денег закончилась, многим семьям пришлось оплачивать жилье самим или ютиться у своих родственников и знакомых. Именно этой ситуации они опасались.
Ниже приводим примеры подобных ситуаций.

1. Семье Лайсы Тураевой при выселении из ПВР по адресу: г. Грозный, ул. Чайковского, 24 выделили указанную сумму и выдали на руки «гарантийное письмо». За первую квартиру, которую она нашла, ей пришлось платить 6 000 рублей в месяц. Выделенных денег хватило на три месяца. На данное время снимает другое жилье, за 2000 рублей в месяц, но никакой финансовой поддержки она более не получала, а обещанной квартиры все еще нет.

2. Лем-Али Сайтаханов, с 2003 года проживал в ПВР по адресу: г. Грозный, ул. Чайковского, 28. Прописан по адресу г. Грозный, ул. Черноглаза, 124 «Б». Его дом полностью разрушен, компенсацию не получил. При выселении из ПВР в январе 2008 года ему выдали «гарантийное письмо» и 18 000 рублей для съема жилья на полгода. По истечению этого срока Лем-Али был вынужден поселиться у своих двух сестер и племянников, так как у него не было средств самому оплачивать арендуемое жилье. Его сестры (одна из них вдова и воспитывает двоих детей) так же проживают в ПВР по адресу: Чайковского, 28. В администрации Заводского района ему указали, что его «гарантийное письмо» не имеет никакой юридической силы.

3. Зинаида Кузьминична Сотскова, 1953 г. р., прописана по адресу: г. Грозный, Старопромысловский район, ул. Трудовиков д. 2 А, кв.43.
Во время боевых действий ее квартира сгорела и в январе 2000 года соседи помогли ее семье покинуть Грозный. С тех пор она с братом инвалидом проживала в лагере беженцев «Южный» в ст. Знаменская. В 2002 году их переселили в ПВР по адресу: г. Грозный, ул. Наватарова, 17.
В марте 2008 года к Сотсковым пришли сотрудники администрации и потребовали освободить занимаемую комнату. Зинаида попыталась объяснить, что у нее нет жилья - ее квартира полностью сгорела и ей некуда идти. Никто ее не стал слушать. Ей предоставили жилье для съема и 18 000 рублей для его оплаты на шесть месяцев. При этом заверили, что в течение полугода отремонтируют ее разрушенное жилье. На ее вопрос, почему ее не могут оставить на месте, пока не отремонтируют квартиру, никто отвечать не стал. «Ты освобождаешь комнату по хорошему или ночью к тебе придут с дубинками». - заявил ей, по ее словам, глава администрации Старопромысловского района Ахмед Берсанов.
Поняв, что никакие уговоры ни на кого не подействуют, Зинаида и ее брат переселились в квартиру по адресу: Старопромысловское шоссе, 72 кв. 2, где до сих пор идет ремонт.
Уже третий месяц Зинаиде приходится оплачивать самой квартиру за 3000 рублей в месяц, а ремонт в ее собственной квартирке приостановлен «за отсутствием средств», как ей объяснил бригадир строительной бригады.