06.12.2008

В Барсукинском муниципальном округе г. Назрань сотрудниками УФСБ по РИ была проведена спецоперация по задержанию предполагаемых боевиков, в ходе которой два человека были убиты. Ими оказались жители Ингушетии: Магомед Алиевич Аушев, 1982 г. р. и Рамзан Уматгиреевич Ужахов, 25 лет. По официальной версии, они участвовали в незаконных вооруженных формированиях и оказали вооруженное сопротивление при попытке их задержать.
Спецоперация началась около 10.00. Часть муниципального округа была объявлена зоной проведения контртеррористической операции, въезд в которую был запрещен.
«Силовики» блокировали домовладение, принадлежащее семье Муружевых (ул. Правобережная, 28). Дом был блокирован несколькими БТРами и сотрудниками силовых структур (более 150 человек). По официальной информации, находившиеся в доме Аушев и Ужахов, оказали сопротивление и были уничтожены ответным огнем. Из дома были изъяты: самодельное взрывное устройство,, 21 детонатор, автомат АК-74, «хаттабка», гранатометный выстрел ВОГ-17, прибор для бесшумной стрельбы (ПБС), магазин от пистолета «Люгер».
Как сообщает пресс-служба оперативного штаба по РИ, по предварительным данным, Магомед Алиевич Аушев был командиром боевой группы. Он «совершил ряд террористических актов в отношении сотрудников правоохранительных органов и убийств гражданских лиц. В отношении него… год назад была распространена информация о его гибели в боестолкновении с сотрудниками правоохранительных структур. Данный факт трактовался как превышение полномочий и неправомерное применение оружия в отношении гражданского населения со стороны правоохранительных органов и использовался агитаторами для вовлечения в их ряды новых членов бандгрупп из молодежной среды».
Через несколько дней сотрудники ПЦ «Мемориал» посетили место проведения спецоперации и встретились с хозяйкой дома, в котором были убиты предполагаемые боевики.
По словам хозяйки, Марем Муружевой, в начале декабря Магомед Аушев со своей семьей попросился к Муружевым в качестве квартирантов на две недели. Марем Муружева проверила у них документы. По паспорту молодого человека звали Мусса Аскерович (или Асганович) Шовгенов; жену, русскую, - Екатерина. Они сказали, что приехали из Ставропольского края для прохождения курса народного лечения у одного из местных целителей. У молодого человека была перебинтована правая рука. Молодая пара не вызвала у хозяйки подозрения и она поселила их во времянке в соседнем дворе, также принадлежащем семье Муружевой. Рамзан Ужахов, ее племянник, с Аушевыми знаком не был. 6 декабря он приехал в дом к Муружевым, чтобы на своей машине отвезти свою бабушку, мать Марем, в больницу.
Рамзан был убит в огороде за домом Муружевых. Он вышел из дома разогреть автомашину, увидел много военных в масках, испугался и побежал. За домом его убили «силовики», блокировавшие домовладение со всех сторон. Услышав выстрелы и шум упавших ворот, Марем Муружева вышла во двор. Военные сразу же взяли ее под прицел автоматов и стали кричать, чтобы она сняла халат. Муружева от страха не понимала, что происходит, подняла верх руки и пыталась объяснить военным, что в доме, кроме ее престарелой матери, больше никого нет. Возле БТРа она увидела жену своего постояльца Екатерину, которая ей сказал: «Иди сюда, только не беги, а то убьют». Когда Марем подошла к БТРу, ее завели за машину и поставили рядом с Екатериной. Затем из дома вывели мать Марем. Екатерина на коленях умоляла «силовиков» не стрелять по времянке, в которой остались двое ее детей в возрасте полутора лет и трёх месяцев. Они не послушали ее и продолжили вести обстрел времянки. Марем услышала, как Магомед Аушев (Шовгенов) крикнул со двора военным, чтобы они не стреляли в детей и что он сдается. Больше он ничего не говорил. Возможно, его убили сразу после того, как он вышел сдаваться. «Силовики» вывели детей из дома, и после этого продолжили «спецоперацию».
Марем также видела, как «силовики» подвели к трупу убитого Аушева (Шовгенова) человека в серой маске, - он кивнул головой, и его увели. Жену убитого допросили там же, на месте, а затем передали родственникам убитого Аушева.
В ходе обыска в доме Муружевых, помимо ценных вещей, «силовики» забрали два автомобиля: один, принадлежавший Ужахову (впоследствии был возвращен) и чёрный Аudi A-8, а также личные документы, фотографии, телефоны. В ходе обыска «силовики» сломали мебель, привели в негодность предметы быта.
Спецоперации завершилась около 17.00.
В середине декабря Марем Муружева написал письмо на имя президента РИ Ю.-Б. Б. Евкурова, в котором рассказала о том, что все произошедшее в доме было для нее большой неожиданностью. Она так же попросила президента принять соответствующие меры по факту произвола со стороны сотрудников ФСБ по РИ.
Приложение:
Президенту РИ
Евкурову Ю-Б.Б.
Муружевой М.Д.
прож.: РИ, МО Барсуки,
ул. Правобережная, 28
Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич!
6 декабря текущего года, я находилась в своем домовладении по адресу: РИ, МО Барсуки, ул. Правобережная, 28, когда в районе 10 часов утра я услышала выстрелы в своем огороде. Когда я выбежала на улицу, то увидела большое скопление военных и два БТРа, которые разрушили ворота моего домовладения. Несколько военнослужащих оскорбляя меня нецензурной бранью, называя «шахидкой», приказывали мне скинуть с себя домашний халат и выйти на улицу. Угрожая застрелить меня, если я не подчинюсь их приказу.
Сотрудниками ФСБ по РИ, проводилась контртеррористическая операция в нашем доме, где проживаю я со своей престарелой матерью в возрасте 92 года. На территории нашего домовладения была небольшая времянка, куда мы с матерью поселили квартирантов - сроком на две недели. Эти люди - муж, жена и двое детей - предоставили нам свои документы: они уроженцы Ставрополя и объяснили свой приезд в республику, как необходимость прохождения курса народной медицины.
Для нас было полной неожиданностью то, что произошло 6 декабря. Во время проведения спецоперации, сотрудники ФСБ по РИ, убили моего племянника, который приехал в это утро, для того, чтобы отвезти мою престарелую мать в поликлинику для проведения ежедневных медицинских процедур (капельница).
Меня и мою престарелую мать продержали без верхней одежды, на морозе с 10 утра до 17 часов вечера. В это время сотрудники ФСБ по РИ разрушали и уничтожали наше личное имущество, изымали все ценные вещи: бытовую и оргтехнику, золотые украшения, деньги, которые мать копила на свои похороны. Они не погнушались изъять домашнюю утварь: посуду и старую хозяйственную технику (дрель, болгарка и т.д.), документы и домашний архив, а то, что не смогли забрать с собой, привели в негодность, т.е. к употреблению не подлежит. С нашего двора были изъяты и угнаны два автомобиля, один был возвращен, а другой АUDI A-8 черного цвета до сих пор не вернули и, на наши запросы о судьбе автомобиля, ничего не разъясняют.
Убедительно прошу Вас принять соответствующие меры по данному факту произвола со стороны сотрудников ФСБ по РИ и принять меня на аудиенцию для устного изложения моей трагедии.
Муружева Марем Джамалдиновна, декабрь 2008 г.».


ПЦ "Мемориал"