10.02.2009

Сотрудниками УФСБ по РИ был задержан житель с. Сагопши Республики Ингушетия Артур Мухметович Гатагажев, 1975 г. р., проживающий по адресу: ул. Джабагиева, 49.
Его задержали в здании УФСБ после проведения допроса, на который он был вызван по факту предыдущего задержания.
18 ноября 2008 года, примерно в 17.00, на посту «Волга-16» на федеральной трассе «Кавказ» его машину остановили сотрудники ФСБ Чечни и Ингушетии. Без предъявления документов и, не объясняя причины задержания, «силовики» схватили Артура и его пассажира, Руслана Теркакиева, доставили в Чечню. У Теркакиев был изъят пистолет-пулемет «Кедр». В тот же день после допроса Теркакиева и Гатагажева привезли обратно в Ингушетию. Артура отпустили, так как он просто подвозил Теркакиева, а Теркакиев передали в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России по ЮФО в г. Владикавказ. 8 января 2009 года Назрановский районный суд приговорил жителя Малгобекского района Ингушетии Руслана Теркакиева к трем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. По информации из официальных источников, он был признан виновным по ст. 208 (участие в незаконных вооруженных формированиях) и ст. 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов) УК РФ. B ходе следствия осужденный признался в содеянном и оказал активное содействие следствию.
Долгое время машину Артура Гатагажева ВАЗ-2107 не возвращали. Сотрудники ФСБ РИ говорили, что не знают, где она находится. Гатагажевы написали жалобу на сотрудников ФСБ в прокуратуру РИ.
9 февраля 2009 года к ним домой позвонили из УФСБ по РИ и сказали, что они могут забрать машину. В тот же день в ФСБ поехал старший брат Артура, Зураб Гатагажев, 1974 г. р., так как машина была оформлена на него. Зурабу машину не отдали, сказали, что ее должен забрать тот, кто находился за рулем в день изъятия.
10 февраля, около 14.00, в ФСБ в г. Магас поехал Артур, Зураб и их мать Фатима. Артура и Зураба завели в здание ФСБ, а мать осталась на улице. Артуру и Зурабу показали машину, взяли с них расписку, что они не имеют претензий к сотрудникам ФСБ, а затем развели в разные кабинеты и начали допрос. По словам Зураба, допрос длился около восьми часов. Его спрашивали о родственниках, о том, где они находились в тот или иной день. Затем стали задавать более конкретные вопросы относительно трех террористов смертников, чьи фотографии были развешены во всех общественных местах республики.
Около 20.00 Фатиму Гатагажеву позвал в здание следователь Морозов. Сначала он предложил ей просто пройти в помещение, а потом стал допрашивать. Морозов сказал Фатиме, что ее дети - террористы, они связаны с людьми, которые готовят теракт, и показал фотографии трех людей (девушки и двух мужчин). Фатима сказала, что никого из них не знает. От чрезмерного волнения женщине стало плохо и ей вызвали «Скорую помощь». Врачи сделали Гатагажевой укол. Когда она пришла в чувства, Морозов сказал ей, что у них будет проведен обыск. Около 22.00 более 100 сотрудников ФСБ на нескольких микроавтобусах «Газель», УАЗ, «Урал», «Нива» и др. поехали в с. Сагопши. Вместе с ними поехали Фатима Гатагажева и Зураб Гатагажев (их посадили в разные машины). Артура оставили в здании ФСБ. Матери сказали, что Артур задержан. По дороге Фатиме опять стало плохо, и ее завезли в больницу г. Назрань для оказания медпомощи.
Когда «силовики» приехали домой к Гатагажевым, они блокировали их дом и оцепили прилегающие улицы. Часть сотрудников силовых структур вошли внутрь. Впереди себя они заставили идти Зураба, привязав к его шее цепь. Руководил группой следователь УФСБ по РИ Низам Бузаашвили. В качестве понятых были привлечены военнослужащие срочной службы. Осмотрев некоторые помещения в доме, сотрудники ФСБ ничего не обнаружили. При повторном осмотре они не стали смотреть второй дом и несколько комнат в основном доме, которые были закрыты на ремонт. Так же не осмотрели сарай и подвал. В кладовке они «обнаружили» бомбу в черном пакете. Как утверждают Гатагажевы, пакет с бомбой лежал на видном месте и явно был подложен кем-то из «силовиков», так как при первичном осмотре никакого пакет с бомбой там не было. Родственник Гатагажевых, стоявший на улице, видел, как один из военных заносил черный пакет в дом. Тут же на месте следователь Бузаашвили от руки заполнил пустой бланк постановления на обыск. Обыск продолжался до 6.00. По окончанию обыска и заполнения соответствующих бумаг, сотрудники ФСБ предположили Гатагажевым подписать протокол допроса. Никто из членов семьи не стала ничего подписывать. Подписи под протоколом поставили только следователь и военнослужащие понятые.


ПЦ "Мемориал"