22.03.2009

В с. Янди-Котар Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики сотрудники силовых структур Ачхой-Мартановского РОВД ворвались в дом местного жителя Алху Сейд-Алиевича Байдулаева (ул.Луговая,11). Милиционеры намеревались задержать сына хозяина дома, Анзора Алхаевича Байдулаева, 1986 г.р., которого дома не оказалась. На вопрос отца Алху Байдулаева, на основании чего хотят задержать его сына, сотрудники РОВД отвечать не стали.
23 марта Алху отправился в ОВД Ачхой-Мартановского района и встретился со следователем, который сообщил ему, что его сын подозревается в совершении преступления, предусмотренного ст.208 (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) УК РФ. Следственные органы располагают информацией о том, что в январе-феврале 2009 года Анзор под видом сбора черемши отправился в горы и вступил в отряд боевиков.
Алху утверждает, что его сын по состоянию здоровья не может собирать черемшу и самостоятельно отправиться в горы не мог ни при каких обстоятельствах. Анзор является инвалидом 2-й группы по зрению (он видит только на 25-30\%).
Ранее Анзор уже был осужден на шесть месяцев лишения свободы по сфабрикованному уголовному делу. 12 апреля 2008 года он был задержан сотрудниками районного РОВД по подозрению в причастности к вооруженному нападению в марте 2008 года на с.Алхазурово. Вместе с ним задержали еще трех местных жителей, в том числе и его двоюродного брата Казбека Джалаудиновича Байдулаев
Казбек и Анзор Бйдулаевы были признан виновными по ст.208 ч.2 УК РФ. Родственники утверждают, что Казбека и Анзора в ходе следствия пытали, принудив их таким образом подписать признательные показания. Анзор Байдулаев тогда «взял на себя» схрон оружия, найденный в разбитом доме в с.Янди-Котар на ул.Ленина. Местные жители утверждали, что за день до того, как на следственный эксперимент привезли Байдулаева (для обнаружения схрона), они видели, как на а/м УАЗ к заброшенному дому подъехали неизвестные люди в камуфляжной форме и закинули во двор дома какие-то мешки. Людей, видевших это, в качестве свидетелей не привлекали ни на следствие, ни в суде.
В октябре 2008 года Анзор вышел на свободу. Как утверждает его отец, затем он вместе с сыном и племянником Казбеком поехал в г.Ростов-на-Дону на заработки. Анзор начал жаловаться на здоровье, на боли в почках. По мнению Алху, это последствия его нахождения в ОВД Ачхой-Мартановского района, где он подвергался избиению и пыткам электрическим током. Алху дал сыну немного денег и в начале января 2009 года отправил домой на лечение. С середины января 2009 года Анзор проходил стационарное лечение в Ачхой-Мартановской районной больнице. В феврале домой вернулся Алху и Казбек. 21 марта Казбека забрали из дома сотрудники РОВД. Не дожидаясь возможного задержания, Анзор решил скрыться от сотрудников правоохранительных органов, не желая вновь подвергаться пыткам и избиениям.
Некоторое местные жители предполагают, что братья Байдулаевы понадобились следствию для того, чтобы закрыть уголовное дело по факту взрыва в феврале 2009 года недалеко от воинской части в с.Янди-Котар.
По словам местных жителей, после взрыва военные никого туда не подпустили, в том числе и сотрудников Ачхой-Мартановского ОВД, сказав, что и без них разберутся. Взрыв объяснили несчастным случаем, самопроизвольным подрывом боеприпаса. В марте 2009 года, местные сотрудники силовых структур заявили, что на самом деле это был террористический акт - кто-то установил и подорвал фугас на территории базы российских военных.


ПЦ "Мемориал"
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2008/04/m129396.htm