Акпер Гасанов. Реалии сегодняшней Армении: торговля совестью Совесть - штука индивидуальная, у кого-то она есть, у кого-то ее нет.

15.01.2010

Акпер Гасанов. Реалии сегодняшней Армении: торговля совестью

Совесть - штука индивидуальная, у кого-то она есть, у кого-то ее нет.

Третьего тут не дано. Немного совестливыми, равно, как частично беременными, люди не бывают. Увы, но такие ныне пошли в Армении времена, что в этой стране вовсю идет продажа совести. На рынке уже не протолкнуться - конкуренция слишком велика. Но вот парадокс - в итоге в выигрыше оказывается тот, у кого вовсе нет товара, коим вовсю торгуют в Армении.

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно проследить, сколь массовый характер приняла очередная армянская истерия, приуроченная к событиям в Азербайджане более чем двадцатилетней давности. В свойственной им традиции армянские политики-националисты считают, что тогда имел место очередной «геноцид» в отношении этого «многострадального народа». Но, обо всем по порядку.

Бриллианты тети Амали и воспоминания мадам Аванесовой

Начнем с цитирования наиболее интересных моментов заявлений некоторых армянских националистов. К примеру, широко известный в узких кругах политолог, доктор философских наук, профессор Ереванского госуниверситета Александр Манасян рассказал, что «погромы» в Баку «являются лишь одним из эпизодов этой цепи, которые в течение истории повторялись». По его словам, «погромы» происходили в 1905-07 гг., в сентябре 1918 года. Манасян также отметил, что несколько попыток было и в 80-ых годах, а в 1990 году в Баку был совершен «геноцид», который, по его словам, был «одним из самых ужасных эпизодов «геноцида армян» в Азербайджане».

Но тут возникает резонный вопрос - как, при регулярно и безостановочно проводившемся «геноциде армян» в Азербайджане, на момент обсуждаемых «погромов» в Баку, число армянского населения нашей столицы составляло свыше 200 тысяч человек? Странный какой-то «геноцид» получается, однако, специфический, как совесть продавцов совести в Армении. Это к тому, что А.Манасян заявил, что азербайджанцев, покинувших в те годы Армению, никак нельзя причислить к беженцам, поскольку они покидали страну на довольно выгодных условиях.

Я лично помню, как в наш двор, что на улице Алишера Навои, входили беженцы из Армении. На дворе стоял 1988 год. Две семьи, нашедшие приют у своих родственников в Баку кормились, обувались и одевались всем двором. Тем самым двором, в котором в то же время жило сразу несколько армянских семей, которые позже, при помощи азербайджанцев, русских, лезгин нашего двора преспокойно уехали, кто в Прибалтику, кто в Россию, а кто в Ереван.

Помнится, некоторые соседи-армяне оттягивали свой отъезд по причине того, что никак не могли выгодно продать свою чехословацкую мебель. А еще более курьезен был случай с тетей Амалей, пожилой армянкой. Эта женщина, выгодно продавшая свою квартиру со всей обстановкой соседям, уехала из Баку, предварительно слезно попрощавшись с соседями, виня и кляня во всем дашнаков.

Но буквально через пару дней она позвонила к тем самым соседям, которым продала квартиру. Как оказалось, тетя Амаля забыла увести с собой золото, бриллианты и прочие драгоценности, зашитые в матрац. Соседка, сразу после звонка тети Амалии, собрала всех, кого нашла, жителей дома и начался коллективный поиск матраца с драгоценностями тети Амали. Вскоре он был извлечен на свет, все драгоценности были сложены в посылку и отправлены тете Амале через ее же родственника, который благополучно довез их нашей соседке, о чем последняя сообщила в телефонном разговоре с обладателями ее бакинской квартиры.

Эту историю я вспомнил, читая рассказы очередной продавщицы совести Элеоноры Аванесовой, которая заявила, что «что пострадала дважды, в первый раз, когда в ноябре, оставив все имущество, с пустыми руками бежала из Баку и обосновалась в Спитаке, и во второй раз через месяц, когда произошло страшное спитакское землетрясение». Не знаю, как в случае с мадам Аванесовой, но я видел совсем иные картины того, как покидали Баку армяне нашей столицы.

Но даже не в этом суть. Сия барышня, судя по всему, считает, что и в спитакском землетрясении как-то виноват Азербайджан. Смешно? Мне лично, грустно. Потому что 12 декабря 1988 года самолет Ил-76, на борту которого находилось 77 добровольцев из Азербайджана, летевших на помощь армянам, пострадавшим от землетрясения, был сбит армянскими боевиками ракетой «Стингер» около города Гугарк Спитакского района Армении. В живых остался один человек. Но стоит ли напоминать об этом армянским националистам - продавцам совести? Вопрос риторический. Ибо, не до воспоминаний им сейчас, способных испортить всю торговлю.

«Даже если нам обещают золотые горы, мы никогда не вернемся в Азербайджан после того, что мы пережили. Обратно в Баку - пожалуйста, но лишь в том случае, если там не будет азербайджанцев», единогласно заявили на днях представители общественной организации «Союз бакинских соотечественников». Интересная позиция, в духе специфического представления о совести и неутомимого желания извлечь из торговли ею определенные дивиденды.

Но даже не в степени извращенности представления о совести в данном случае правильнее вести речь, а о том, что за 20 лет с момента тех событий в рядах армян живут неистребимые территориальные претензии к Азербайджану, помноженные на элементарную национальную ненависть. А ведь именно это и стало причиной того, что армяне, долгие годы жившие на территории Азербайджана, вынуждены были покинуть нашу страну.

Обыкновенный террор

Для того, чтобы обвинения не выглядели голословно, напомним некоторые моменты из истории армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Начнем с 1984 года, когда в Баку армянский террорист Вартанов взорвал автобус, следовавший по маршруту №106, в результате погибла 1 женщина, 3 человека было ранено. Пятью годами позже, 16 сентября 1989 года армянскими террористами взорван пассажирский автобус, следовавший по маршруту Тбилиси-Баку, 5 человек погибло, 25 было ранено. Еще чуть позже, 7 октября 1989 года армянские националисты взорвали мост на реке Халфаличай, расположенный на южной окраине города Ханкенди Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики. Совершивший преступление Абрамян Артур Арташесович был арестован и 29 апреля 1992 года приговорен к 15 годам лишения свободы.

Как видим, все три теракта совершены до того, как произошли события в Баку, в результате которых бакинские армяне выехали из нашей столицы. Это всего лишь малая толика тех преступлений, которые совершили армянские националисты, заложившие основу для того, чтобы конфликт между Азербайджаном и Арменией разгорелся со страшной силой. А еще хотелось бы вспомнить о 18 ноября 1987 года, когда в Париже советник по экономическим вопросам Михаила Горбачева Абель Аганбекян публично выступил с экономическим обоснованием необходимости присоединения НКАО к Армении.

Примечательно, что почти одновременно с этим, в ноябре-декабре 1987 и январе 1988 годов в Кафанском и Мегринском районах Армении в результате нападения армянских националистов на азербайджанцев произошли массовые столкновения и беспорядки. В итоге первые сотни азербайджанцев были вынуждены покинуть родные очаги и бежать в Азербайджан. 10 марта 1988 года южнее Еревана были убиты 5 азербайджанцев - жители села Мехманляр.

После этого во многих районах Армении имели место многочисленные нападения на азербайджанские села, что не раз приводило к жертвам. Не выдержав, жители семи азербайджанских сел (около 10 тысяч человек) Араратского района Армении бежали к советско-турецкой границе и в течение четырех месяцев жили на берегу реки Аракс.

Насилие в отношении азербайджанцев в Армении со стороны националистов продолжались и впоследствии. Так, 4 ноября 1988 года на митинге в Ереване один из активистов комитета «Карабах» Рафаэль Казарян открыто призвал «с помощью отрядов», которые были созданы заранее, «всячески обеспечить эмиграцию. Впервые за эти десятилетия нам предоставлена уникальная возможность очистить Армению. Я считаю это самым большим достижением нашей борьбы за эти десять месяцев». Это ли не террор в чистом виде?!

Как охарактеризовать то, что весь ноябрь 1988 года шел этот процесс «очищения»: азербайджанские села в Армении были взяты в кольцо, и почти каждый день обстреливались. А с 27 ноября почти одновременно, явно по команде, в 19 районах республики были осуществлены нападения на окруженные села. При этом нападения возглавлялись ответственными руководителями районов при непосредственном участии КГБ и милиции. Особенно усердствовали первые секретари Гукаркского, Варденисского, Спитакского, Иджеванского и ряда других районных комитетов компартии Армении.

Всего же в том году погибло или замерзло на перевалах при бегстве 186 азербайджанцев и курдов. Поскольку, нападения на мусульманское население в Армении продолжалось и в следующем году, общее число жертв погромов в Армении достигло 216 человек, в подавляющем большинстве азербайджанцев. Такова история. И в этих условиях рассуждать об очередном «геноциде армян» просто кощунственно. Как бы не хотелось продать свой товар продавцам совести в Армении.


Дэй.Az