Сергей Минасян: «МИД Турции пытается отодвинуть ратификацию протоколов Анкара - Ереван»

21.01.2010

Сергей Минасян: «МИД Турции пытается отодвинуть ратификацию протоколов Анкара - Ереван»

Интервью Day.Az с армянским политологом, заместителем директора Института Кавказа Сергеем Минасяном.

- МИД Турции распространил заявление, в котором подверг критике решение Конституционного суда Армении о соответствии турецко-армянских протоколов Конституции Армении. Как Вы думаете, будут ли ратифицированы протоколы парламентами обеих стран?

- Решение Конституционного суда Армении, посчитавшего протоколы соответствующими Конституции страны, является необходимым условием для их представления в парламент для последующей ратификации. Вместе с тем, в политическом плане заявление Конституционного Суда Армении было воспринято турками, как пример ответного давления на Турцию.

Одновременно, своим заявлением МИД Турции пытается несколько отодвинуть процесс ратификации протоколов в парламенте своей страны, что объясняется наличием серьезных внутренних проблем у турецкого правительства.

Однако в настоящее время ратификация протоколов зависит уже не столько от внутриполитического развития в самих Турции или в Армении, сколько от итогов многоуровневых переговоров между ведущими мировыми игроками, совпадения или несовпадения их позиций, взаимного влияния и давления на региональную политику.

Иными словами, возможность принятия американским Конгрессом в преддверии даты 24 апреля так называемой «Армянской резолюции» или вопрос членства Турции в ЕС влияют на возможность ратификации больше, чем, скажем, провал «курдской инициативы» Эрдогана или негативная реакция турецкой оппозиции. Так что вероятность ратификации протоколов парламентом Турции сохраняется, а в Армении процесс ратификации после их одобрения Конституционным судом не является серьезной проблемой.

- Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров посетил Армению. О чем говорит этот визит, учитывая его параллельность с визитом турецкого премьера в Россию?

- Визит этот был плановым, согласован был еще в декабре прошлого года, предполагал обсуждение перспектив двустороннего сотрудничества по всем блокам, начиная с гуманитарного и кончая военно-политическим. Другое дело, что визит Лаврова также совпал с весьма интересным и важным этапом в региональной политике, особенно с активизацией армяно-турецкого процесса и ожиданий ратификации протоколов в парламентах.

Россия активно способствует армяно-турецкому процессу, который фактически является единственным примером совпадения внешнеполитических интересов Москвы, Вашингтона и Брюсселя на постсоветском пространстве, поэтому вполне естественны были и консультации между главами внешнеполитических ведомств двух стран по целому ряду важнейших вопросов региональной политики.

- Президент Турции Абдулла Гюль заявил, что между Россией и Турцией проводятся «тихие, но очень активные дипломатические консультации», где основное внимание уделено нагорно-карабахскому конфликту. Как Вы прокомментируете это заявление?

- Дипломатические консультации между Анкарой и Москвой ведутся постоянно, что вполне естественно и понятно, т.к. это две крупнейшие региональные державы. Однако нагорно-карабахский конфликт вряд ли может являться основным предметом консультаций не только в контексте российско-турецких двусторонних отношений, но даже в ходе обмена мнений между руководством России и Турции по динамике армяно-турецкого процесса, что проиллюстрировали итоги январского визита Эрдогана в Москву и последние публичные заявления премьер-министра Путина и главы МИД России.

- Какова роль Турции в решении региональных вопросов, в частности, карабахского конфликта?

- Это зависит от того, готова ли Турция к полноценной нормализации армяно-турецких отношений и к открытию границ без предусловий и в соответствии с положениями подписанных протоколов. Если парламент Турции в разумные сроки ратифицирует протоколы, тогда у Анкары будет возможность играть более активную роль в регионе, способствовать мирному урегулированию карабахского конфликта.

Если же нет, тогда Турция вновь окажется вне нашего региона, и ее политические инициативы на Южном Кавказе не реализуются, как мы это уже отчасти видим в связи с процессом деактуализации выдвинутой Анкарой еще в 2008 г. «Кавказской платформы»

- Как Вы оцениваете итоги года с точки зрения урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Можно ли надеяться на достижение прорыва в этом вопросе в 2010 году, учитывая активизацию встреч на высшем уровне?

- В переговорном процессе будет некая динамика, сравнимая с динамикой прошлого года, возможно принятие неких документов и деклараций с участием конфликтующих сторон, однако всеобъемлющего соглашения по окончательному урегулированию не будет.

Сули


Дэй.Az