Александр Шварев. Ставского похитили боевики и будущий милиционер

01.02.2010

Александр Шварев. Ставского похитили боевики и будущий милиционер

В Москву из Ингушетии доставлен боевик Магомед Горчханов, который обвиняется в похищении сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского. Двух его предполагаемых подельников – Виталия Чернобровкина и Андрея Карпова — спецслужбы ликвидировали на Северном Кавказе еще в прошлом году. Примечательно, что Карпов являлся выпускником милицейского колледжа ГУВД столицы.

В начале этого года в УФСБ Ингушетии поступила информация, что разыскиваемый в Москве Магомед Горчханов скрывается в селе Плие Назрановского района. 18 января утром бойцы спецназа окружили дом с боевиком, однако тот запер все двери и отказался сдаваться. Штурма здания удалось избежать благодаря сотрудникам местной администрации. Они уговорили Горчханова выйти к контрразведчикам, а также не оказывать им вооруженного сопротивления. Мужчину этапировали в столицу, где на днях Следственное управление СКП РФ по Москве предъявило ему обвинения в похищение Михаила Ставского. Суд избрал для Горчханова меру пресечения в виде ареста.

Гораздо более печальная судьба ждала двух других злоумышленников, участвовавших в нападении на сына вице-президента «Роснефти» и объявленных вместе с Горчхановым в федеральный розыск, Виталия Чернобровкина и Андрея Карпова. 6 августа сотрудники МВД и УФСБ Ингушетии окружили в селе Кантышево дом, где по их данным скрывались боевики, и предложили им сдаться. В ответ преступники открыли огонь. В ходе боя двое боевиков – Мусса и Адам Хаутиевы – были уничтожены. Третий злоумышленник, 34-летний Виталий Чернобровкин, долго отстреливался, а потом подорвал себя самодельной гранатой. Осенью контрразведчики вышли на след еще одного похитителя, скрывавшегося в Ингушетии – Андрея Карпова. Он также был уничтожен в ходе спецоперации.

Источник «Росбалта» в правоохранительных органах Москвы рассказал, что главным в группе, совершившей похищение Ставского, являлся Виталий Чернобровкин. По данным спецслужб, он родился в 1975 году в Чите. У себя на родине познакомился с выходцами с Кавказа, некоторые из которых были ваххабитами. Молодой человек принял ислам, а в конце 1990-х годов подался в Чечню, где проходил обучение в одном из лагерей полевого командира Хаттаба. Там он сошелся с другим боевиком, уроженцем Ингушетии Иссой Бековым. Они поселились в одной из квартир в городе Карабулак (Ингушетия), где, как считают оперативники, начали создавать подпольную террористическую группу.

В 2001 году контрразведчикам удалось схватить Чернобровкина и Бекова, у которых был изъят большой арсенал оружия и взрывчатки. Боевикам предъявили обвинения по ст. 30, ст. 205 УК РФ (подготовка террористического акта) и ст. 222 УК РФ (незаконное хранение оружия и боеприпасов). Дело в отношении Бекова и Чернобровкина рассматривал Верховный суд Ингушетии, который в ноябре 2002 года признал боевиков виновными по всем инкриминируемым им статьям и приговорил к пяти и шести годам заключения в колонии строгого режима соответственно.

На свободу Чернобровкин вышел только в прошлом году и сразу уехал на Северный Кавказ. По данным УФСБ, там он присоединился к группе Абдул-Малика Алиева (уничтожен в Ингушетии в июне 2009 года), на счету которой серия убийств сотрудников правоохранительных органов, служащих различных ведомств и их родственников. В Ингушетии Чернобровкин познакомился и со своей ровесницей Заремой Датаевой.

Весной этого года профессиональный террорист спокойно приехал в Москву, где он и его подельники начали готовить новое громкое преступление – похищение сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского. Помощь Чернобровкину, по данным спецслужб, оказывали боевик Магомед Горчханов и 24-летний Андрей Карпов. Последний молодой человек, коренной москвич, в свое время закончил колледж милиции №2 ГУВД столицы. Следователи еще выясняю, как он связался с террористами. Горчханов, как подозревают спецслужбы, и раньше мог принимать участие в похищениях в столице бизнесменов и их детей. Выручка за заложников потом шла на осуществление терактов на Северном Кавказе.

Как уже сообщал «Росбалт», нападение на Михаила Ставского-младшего было совершено 13 апреля 2009 года в Москве. Днем он вместе со своим однокурсником выходил из здания Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина. Неожиданно к молодым людям подбежали неизвестные, приятеля Михаила они оттолкнули, а самого Ставского втолкнули в автомобиль BMW без номеров.

«Очевидцы рассказали, что нападавших было четверо – один кавказец и три человека славянской внешности», — сообщил тогда «Росбалту» источник, близкий к семье Михаила. BMW резко сорвалась с места и сразу же попала в ДТП — зацепила другую машину, у иномарки похитителей при этом оторвался бампер. По пути машина и вовсе заглохла, заложника пересадили в другую, а BMW перевезли при помощи эвакуатора.

Как потом рассказал близким и следователям Михаил Ставский, его сначала держали на одной квартире, потом перевезли в другую. Молодого человека не били, еду ему готовила и приносила некая женщина. Тем временем оперативники пытались установить личность возможного хозяина BMW (позже оказалось, что им является Виталий Чернобровкин), выяснили, что он может проживать в одном из домов на Ленинском проспекте. 18 июня милиционеры пришли в его квартиру, однако там оказалась только некая женщина (как потом выяснилось – соучастница похищения Зарема Датаева), которая отказалась открывать дверь.

До того, как оперативники смогли выломать дверь и попасть в квартиру, женщина успела позвонить Чернобровкину, а также сжечь сим-карту из своего телефона. Сразу же после ее задержания похитители вывели Михаила с завязанными глазами из места заточения, отвезли подальше и высадили на одной из столичных улиц.

СУ СКП РФ по Москве было возбуждено уголовное дело по факту похищения Ставского, с августа по октябрь 2009 года Чернобровкин, Карпов и Горчханов были объявлен в федеральный розыск.

Относительно причин нападения на Михаила Ставского полной ясности нет. В Замоскворецком суде представитель прокуратуры заявил, что молодого человека взяли в заложники «из корыстных побуждений».

Действительно, по основной версии следствия, преступление было совершено с целью получения выкупа. Хотя родственники Михаила говорят, что за все время с 13 апреля боевики ни разу не связались с ними и вообще никак не давали о себе знать.

Рассматривается и другая версия этого преступления. По данным «Росбалта», Михаил Ставский-старший как представитель «Роснефти» входил в советы директоров ее основных «дочек» на Северном Кавказе – «Грознефтегаза» (Чечня) и «Роснефть-Дагнефти» (Дагестан). В последнее время вокруг «черного золота», добываемого в этом регионе, идет немало споров.


ИА Росбалт