Олеся Шмагун. Чеченские обычаи помешали Кадырову судиться с правозащитниками Мать упрекает Кадырова в нарушении чеченские обычаев

09.02.2010

Олеся Шмагун. Чеченские обычаи помешали Кадырову судиться с правозащитниками

Мать упрекает Кадырова в нарушении чеченские обычаев

Президент Чечни Рамзан Кадыров решил отозвать иски к правозащитникам, после того, как его мать, Аймани Кадырова, напомнила сыну, что не в чеченских обычаях вступать в споры с пожилыми людьми, даже если они в чем-то и не совсем объективны в своих действиях и суждениях. Правда, Олег Орлов, один из ответчиков, считает, что Кадыров просто пытается сохранить «хорошую мину при плохой игре», поскольку уголовные дела несостоятельны.

Аймани Кадырова, мать президента Чечни Рамзана Кадырова, попросила своего сына отозвать иски к главе Московской Хельсинской Группы Людмиле Алексеевой и главе правозащитного центра «Мемориал» Олегу Орлову – не в чеченских обычаях вступать в споры с пожилыми людьми, даже если они в чем-то и не совсем объективны в своих действиях и суждениях.

Президент Чечни уступил этой просьбе. Тем более, что отозвать иски к известным правозащитникам просила Кадырова не только мать, но и представители духовенства, и общественные деятели России.

Есть дела поважнее, чем судится с пожилыми людьми

Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов, сообщил GZT.RU, что член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена, его коллеги по палате, известные российские журналисты и члены рабочей группы по Кавказу Максим Шевченко и Владимир Мамонтов написали Кадырову письмо.

«Они не ставят под сомнение право Президента Чечни защищать в суде и иных предусмотренных законом органах честь, достоинство и деловую репутацию. Они также не подвергают сомнению обоснованность его обращения по каждому из этих дел в суд", – отметил Каримов. "В то же время, авторы обращают внимание на то, что в нашем обществе много экономических и социальных проблем, вызванных мировым кризисом, и целесообразно консолидировать усилия, направленные на их разрешение, и не тратить время на судебные разбирательства. По их мнению, добрая воля, если будут отозваны иски, благоприятно скажется на укреплении взаимопонимания между властью и обществом, станет шагом на пути консолидации гражданского общества", – сказал Каримов GZT.RU.

Как правозащитники попали в немилость

Напомним, Кадыров обратился с заявлением в ГУВД Москвы с просьбой возбудить дело о клевете в отношении Орлова после того, как правозащитник заявил о причастности президента Чечни к убийству его коллеги из «Мемориала» Натальи Эстемировой, произошедшему в середине июля 2009 года.

Рамзан Кадыров о Наталье Эстемировой

Первоначально ГУВД уголовное дело возбуждать отказалось, но Кадыров обратился в прокуратуру Москвы, которая отменила постановление ведомства и направила материалы на дополнительную проверку в ГУВД. В конце сентября 2009 ГУВД свое решение пересмотрело. Управление организации дознания столичного ГУВД возбудило уголовное дело по статье 129 УК РФ (клевета); максимальное наказание по которой – 3 года тюремного заключения.

Людмилу Алексееву Кадыров обвинил в клевете в связи с ее выступлением на пресс-конференции 23 мая 2008 года в Москве, посвященной похищениям людей в Чечне. На этой пресс-конференции Алексеева сказала, что «банды Кадырова ездят по Чечне, убивают, похищают людей, делают, что хотят».

Только в феврале этого года Кадыров решил подать на Алексееву в суд. Впрочем, сейчас материалы дела на доследственной проверке и решение возбуждать уголовное дело в отношении Алексеевой еще не вынесено. Если дело все-таки дойдет до суда, правозащитнице может грозить штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или тюремное заключение на срок до трех лет.

Сейчас все эти уголовные дела могут быть прекращены по просьбе матери Кадырова.

Добрые намерения или несостоятельность исков.

Впрочем, один из фигурантов уголовного дела, Олег Орлов не верит в добрые намерения президента Чечни. «Шаг Кадырова продиктован тем, что он прекрасно понимает бесперспективность дела в правовом плане, – заявил Орлов GZT.RU. – Как раз в ближайшее время должен решиться вопрос – передавать ли наши дела в суд, и я уверен, что следствие пришло бы к выводу, что состава преступления нет». "Именно в такой момент появляются все эти просьбы отозвать иски к правозащитникам, я расцениваю это как попытку сохранить «хорошую мину при плохой игре», – подчеркнул он.


Газета.GZT.RU