Елена Поляковская. Неслучайны ли случайные жертвы? Ингушскому лидеру Юнус-Беку Евкурову еще предстоит разобраться с тем, почему во время спецоперации погибли мирные люди.

15.02.2010

Елена Поляковская. Неслучайны ли случайные жертвы?

Ингушскому лидеру Юнус-Беку Евкурову еще предстоит разобраться с тем, почему во время спецоперации погибли мирные люди.

Следственный комитет при прокуратуре Ингушетии расследует обстоятельства гибели четырех мирных жителей во время спецоперации в Сунженском районе республики близ административной границы с Чечней. Военные утверждают, что погибшие попали под перекрестный огонь. По данным правозащитников, четверо жителей Чечни - не случайные жертвы.

Спецоперация в Ингушетии, во время которой применялись артиллерия и боевые вертолеты, началась утром 11 февраля и продолжалась несколько дней. Только сегодня было окончательно подсчитано количество убитых. По официальным данным, в окрестностях селений Аршты и Датых обнаружены тела 22 человек, 18 из них названы боевиками. Есть ли потери среди военных - не сообщается.

Лесной массив на границе Чечни и Ингушетии - место регулярного проведения операций против боевиков. Во время очередной спецоперации погибли четыре жителя Ачхой-Мартановского района Чечни. Это выяснилось лишь через сутки после ее завершения. До сих пор не ясны обстоятельства гибели людей. По словам пресс-секретаря президента Игнушетии Калоя Ахильгова, жители Чечни в районе боевых действий оказались случайно:

- В ходе проведения спецоперации на границе Чечни и Ингушетии в Сунженском районе республики в лесном массиве в результате боевых столкновений погибли мирные жители из Ачхой-Мартановского района, оказавшиеся в момент проведения операции в лесном массиве. Это в основном сборщики черемши - лесного чеснока, который собирают именно в феврале. В ходе проведения спецоперации было убито 18 боевиков. Обнаружены оружие, обмундирование, средства связи.

По мнению руководителя ингушского отделения общества "Мемориал" Тимура Акиева, множество вопросов вызывает тот факт, что район проведения спецоперации не был предварительно оцеплен. Кроме того, считает Акиев, не ясно, были ли доведены предупреждения властей и военных до жителей окрестных районов:

- Обычно, когда какой-то район республики объявляется зоной проведения контртеррористической операции, объявление исходит от оперативного штаба по республике Ингушетия, в который входят и МВД, и ФСБ, и Совет безопасности по республике. Они сообщают, что в данном районе действуют ограничения на период действия КТО. Такое объявление было сделано в день проведения спецоперации 11 февраля. Возможно, что люди, которые вышли за черемшой со стороны Чечни, не знали об этом. Поскольку это уже компетенция чеченских властей. Но об этом должны были знать главы администраций, руководство правоохранительных органов, как районных, так и республиканских, и они должны были сделать так, чтобы мирные жители не оказались в зоне проведения спецоперации. Для этого, как правило, район должен быть предварительно оцеплен и выставлены посты. Или этого не было сделано, или те, кто находился в оцеплении, проигнорировали прохождение в зону спецоперации мирного населения.

По заявлениям военных, местные жители часто служат прикрытием для боевиков. Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров считает, что четыре жителя Чечни стали случайными жертвами спецоперации:

- Бандиты, которые оказывают сопротивление федеральным войскам, всегда придерживаются той тактики, которую практически не меняли. Если они попадают в безвыходное положение, то используют для выхода из окружения детей, женщин и стариков, которых они пускают вперед. Или под их прикрытием покидают поле боя по известным им тропам. Это первое. И второе: если мы проводим боевую операцию, окружаем боевика в жилом массиве, то гражданам, которые проживают рядом, предлагается покинуть помещение или уйти на ту позицию, чтобы их не достали, как мы говорим, "слепые пули". Но граждане не всегда хотят это делать. Они в одном случае боятся мародеров, в другом случае - из принципа не хотят покидать свои помещения. Поэтому при проведении контртеррористических операций бывают моменты, когда мирные жители попадают под огонь как с одной, так и с другой стороны.

Данные, собранные правозащитниками, говорят о том, что четверо погибших не были жертвами шальных пуль или случайных осколочных ранений. Член совета общества "Мемориал" Александр Черкасов утверждает:

- 10-11 февраля большая группа жителей Ачхой-Мартана и близлежащих сел выехала на автобусах и грузовиках в граничащий с Ингушетией лесной массив для сбора черемши. Предварительно они получили от главы администрации Ачхой-Мартановского района письменное разрешение для свободного проезда в эту зону. Родственники погибших предъявили правозащитникам поименные списки на официальном бланке с печатью, выданном районной администрацией.

Сотрудники "Мемориала" и "Хьюман Райтс Вотч" установили обстоятельства гибели мирных жителей. К трем часам дня они набрали полные мешки и двигались к выходу из леса. Неожиданно в упор из укрытия по ним стали стрелять из автоматического оружия. Группа жителей Ачхой-Мартана, чьи родственники не вернулись домой со сбора черемши, по согласованию с сотрудниками правоохранительных органов, проехала в зону проведения спецоперации. Они прочесали лес и нашли тела убитых. На теле Мовсара Татаева три огнестрельных ранения и несколько ножевых ранений. Это говорит о том, что людей убивали отнюдь не осколки - это было хладнокровное убийство.

Следственным управлением при прокуратуре РФ возбуждено уголовное дело, проводится расследование всех обстоятельств проведения спецоперации.


Радио Свобода