Марина Юршина, Владимир Баринов, Александр Саргин, Анастасия Новикова. Дмитрий Медведев пощадил верхушку МВД

19.02.2010

Марина Юршина, Владимир Баринов, Александр Саргин, Анастасия Новикова. Дмитрий Медведев пощадил верхушку МВД

Cразу 17 генералов МВД, включая двух заместителей министра, освобождены в четверг от своих должностей. Соответствующий указ президента появился спустя пять часов после выступления Дмитрия Медведева на коллегии МВД, на которой он объявил о первых шагах в рамках кардинальной реформы ведомства. Вместе с тем, несмотря на масштабность кадровых перестановок, можно заметить, что костяк команды Рашида Нургалиева остался неизменным.

То, что МВД нужна хорошая встряска, было понятно уже давно. Это витало в воздухе. События последних месяцев, когда из разных регионов страны с пугающей регулярностью поступали сообщения о чудовищных преступлениях милиционеров, подготовили почву, прежде всего в общественном сознании, для принятия жестких решений. Можно с уверенностью предположить, что если бы была снята вся верхушка ведомства, то это было бы воспринято как должное.

Но этого не произошло. Был выбран более мягкий вариант. Должностей лишились только два заместителя Рашида Нургалиева из семи — статс-секретарь Николай Овчинников и Аркадий Еделев, курировавший Северный Кавказ.

Остальные — Михаил Суходольский (первый зам), Евгений Школов, Александр Смирный, Николай Рогожкин, Алексей Аничин пока сохранили свои посты. Причем именно они определяли практически всю работу МВД, к которому возникло столько нареканий. Судя по всему, кредит доверия они, как и Нургалиев, еще не исчерпали. Хотя задачи, поставленные перед ними на коллегии Дмитрием Медведевым, глобальные и требуют принципиально нового подхода к работе.

Более того, можно сказать, что часть отставок была вполне ожидаемой. Однако по некоторым персоналиям решения выглядят совершенно неожиданными.

Свежие отставки и назначения

Отставок Овчинникова и Еделева ждали

Среди тех, чей уход давно считался в кулуарах МВД делом решенным, первым стоит Николай Овчинников — он просто достиг предельного возраста (60 лет) для службы в органах внутренних дел. В апреле этого года ему исполняется 61. Хотя он до последней минуты не знал о точной дате своей отставки. Еще в среду он проводил секцию коллегии МВД по тем направлением деятельности, которые курировал.

"Я глубоко уважаю Николая Александровича, — сказал "Газете" депутат Геннадий Гудков. — Он опытный и заслуженный сотрудник и проколов в своей деятельности не допускал. Поэтому мне сложно комментировать такое решение.

Видимо, просто в условиях заявленного сокращения численности ведомство избавляется от пенсионеров, это давно обсуждается".

Вполне естественным выглядит и отстранение генерал-полковника милиции с чекистской закалкой 58-летнего Аркадия Еделева, который в ранге замминистра с 2004 года возглавлял Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией (КТО) на Северном Кавказе.

Отметим, что до этого он руководил борьбой с боевиками по линии ФСБ, так как именно ведомство отвечало за КТО. В августе прошлого года Дмитрий Медведев направил его координировать действия силовиков в Ингушетии после крупного теракта в Назрани, где смертник подорвал начиненную взрывчаткой машину у здания гор отдела милиции.

Источник "Газеты" в Главном управлении МВД по Южному федеральному округу сообщил:

"Отставка связана с тем, что он не смог стабилизировать ситуацию в последние месяцы. Регион очень сложный".

В свою очередь глава Центра политических технологий Игорь Бунин заявил "Газете", что отставка Еделева связана также и с политикой нового полпреда в СевероКавказском федеральном округе Александра Хлопонина. "Еделев — человек, предпочитавший силовые приемы наведения порядка, а Хлопонин надеется на экономико-политические, — сказал эксперт. — В данном случае Еделев не вписался в политику, направленную на экономический подъем Северного Кавказа, и новые политические решения в регионе".

Депутат Александр Гуров при этом отметил, что термин "чистка" здесь неуместен. "То, что сейчас происходит вМВД, — давно ожидаемое обновление кадров, — сказал он. — Такая проблема назрела давно, люди десятки лет сидят на одном месте. Ничего плохого в этом нет, но с точки зрения управления это нонсенс. В любом случае я не вижу ничего страшного в этих отставках — придут новые люди с новыми взглядами".

От Москвы до Сибири

Кроме того, отстранены от должностей начальник Главного управления МВД по Сибирскому федеральному округу Юрий Сковордин и восемь руководителей региональных управлений и министерств внутренних дел.

Среди них совершенно очевидные претенденты в черный список. Так, глава МВД Бурятии Виктор Сюсюра вообще с октября прошлого года находится под стражей по обвинению в контрабанде товаров народного потребления из Турции.

Отставка начальника УВД Томской области генерал-майора милиции Виктора Гречмана тоже была решенной — он еще в конце января был отстранен от должности Рашидом Нургалиевым по прямому указанию Дмитрия Медведева.

Официальная причина не называлась, но было понятно, что связано это было с делом местного журналиста Константина Попова, который скончался после издевательств в медвытрезвителе.

Не все благополучно было и в ведомстве министра внутренних дел по Республике Тыва Виктора Лесняка. В октябре прошлого года инспектор республиканского ГИБДД расстрелял двух школьников — милиционеру померещилось, что у них оружие. В результате один подросток от полученных ранений скончался.

Скандалы, потрясавшие эти три сибирских региона, стоили должности и их непосредственному начальнику по федеральному округу — генерал-полковнику Юрию Сковордину, не уследившему за подчиненными.

Очевидных причин отстранения генералов в других регионах нет. По всей видимости, некоторых из них, так же как и Николая Овчинникова, сняли из-за возраста. Так, начальнику управления внутренних дел по Белгородской области Владимиру Алешину исполнилось 60 лет, по Ростовской области Алексею Белозерову — уже 64 года, а начальнику УВД Брянской области Михаилу Климову — 66 лет.

Не обошла чистка и ГУВД Москвы. В числе отстраненных генералов оказался замначальника главка — начальник штаба генерал-майор Виктор Черкашин. Впрочем, по данным источников в силовых ведомствах, о его грядущем уходе известно было давно — он уже подавал рапорт об отставке.

Отказ от силовых методов

Вместо снятых 18 руководителей пока назначены только двое. Президент сразу определился только с заместителями министра. Ими стали Сергей Булавин, занявший пост статс-секретаря, и Сергей Герасимов. Оба они в последнее время работали в администрации президента. Первый — начальником департамента правового обеспечения деятельности правоохранительных органов главного правового управления, а второй — замруководителя начальника управления по обеспечению конституционных прав граждан. При этом только Булавин имеет милицейское звание — генерал-майора.

Комментируя назначение новыми заместителями Нургалиева двух человек из администрации президента, Бунин сказал "Газете", что это также связано с отказом от силового подхода. "Когда надо решать конкретные правовые, экономические и политические проблемы, надо использовать других людей и другие средства, — сказал Бунин. — Булавин и Герасимов — оба кандидаты юридических наук, и им, по крайней мере, точно не свойственны силовые методы".

Эксперты считают, что их назначение также связано с курсом президента на омоложение кадров, а также с желанием главы государства усилить личный контроль за работой МВД. Остальные вакансии, как в центральном аппарате МВД, так и на местах, будут заполнены позже.

Новый подход к кадрам

Указу президента предшествовала коллегия МВД, на которой Дмитрий Медведев объявил о конкретных шагах в рамках реформы.

В первую очередь он сообщил о почти 50-процентном сокращении подразделений центрального подчинения МВД. В пресс-службе ведомства "Газете" пояснили, что сокращение коснется только центральных ведомственных департаментов, расположенных вМоскве. О регионах речь не идет. Ротация руководства МВД будет проходить по новому принципу. Подбор и выдвижение на эти должности будут производиться из числа перспективных офицеров милиции, "готовых защищать закон и права наших граждан".

Минус техосмотр, вытрезвители и мигранты

Глава государства также объявил о том, что у МВД заберут ряд избыточных функций. Так, в ближайшей перспективе министерство перестанет заниматься административным выдворением иностранцев и лиц без гражданства за пределы России. Также из ведения МВД выведут функции по проведению технического осмотра транспортных средств. "Этим займутся другие структуры", — отметил Медведев.

Кроме того, медицинские вытрезвители при органах внутренних дел тоже передадут в систему здравоохранения. Глава государства пояснил, что это необходимо для оптимизации работы ведомства. Медведев поручил Нургалиеву в течение месяца представить ему развернутый план реформы по этим направлениям.

Задачи на год

После этого президент поставил перед министерством задачи на год. "Остаются нераскрытыми 1,3 млн преступлений, каждое четвертое из них — тяжкое и особо тяжкое, не установлены более 2 тыс. убийств, 760 тыс. краж, а за этими преступлениями судьбы людей, потерпевших, их близких и родственников", — заметил Медведев.

Несмотря на многие нарекания со стороны милиционеров относительно так называемой палочной системы, Медведев заявил, что раскрываемость останется основным критерием оценки их деятельности. "Но стремление приукрасить статистику недопустимо", — указал президент.

Кнут и пряник

Медведев напомнил, что целый ряд недавних происшествий в МВД получили значительный резонанс и не самым лучшим образом отразились на имидже сотрудников правоохранительных органов. Теперь их ответственность будет существенно усилена. Уже в четверг в Госдуму внесены три связанных с этим законопроекта. Один из них направлен на усиление защиты прав и законных интересов граждан от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел. Согласно тексту законопроекта, совершение преступления сотрудником МВД будет считаться отягчающим обстоятельством. Эта же инициатива вводит уголовную ответственность для сотрудников органов внутренних дел, которые не исполняют отданные в соответствии с уставом приказы начальства.

Второй законопроект касается служебной дисциплины милиционеров. В нем содержится перечень грубых нарушений служебной дисциплины, которые могут стать основанием для увольнения. Третья инициатива президента совершенствует работу органов дознания, к ним будут отнесены территориальные управления милиции.

В финале своего выступления, чтобы сгладить тяжелое впечатление, которое произвели его предложения на зал, Медведев сообщил, что зарплата милиционеров будет существенно повышена. "Государство и впредь будет заботиться о повышении материального уровня сотрудников милиции", — заявил Медведев и добавил, что правительство уже ищет деньги в бюджете на эти цели. Он отметил, что также будет решаться квартирный вопрос работников МВД. "Надеюсь, эти меры станут одним из стимулов для повышения эффективности вашей работы", — заключил президент.

Что главное в реформе МВД?

43% С этим ведмством уже ничего не сделаешь

27% Уволить всех генералов

27% Повысить зарплаты сотрудникам

1% Резких мер принимать не нужно, ситуация сама исправится

148 Проголосовало

Мнения известных людей:

Сергей Бровченко, адвокат, бывший следователь КГБ СССР

« Реформа МВД назрела уже давно, но принесет свои плоды только в том случае, если будет резко сокращено количество сотрудников управленческого звена. Вообще людей, которые носят милицейскую форму, расплодилось очень много. Кстати сказать, в советские времена их было намного меньше, а толку — больше. То количество преступлений, которые совершают бывшие и действующие сотрудники милиции, говорит о качестве наших правоохранительных структур вообще. Реформа — это показатель качественный, а для того, чтобы было качество в работе сотрудников милиции, им надо платить нормальные деньги. Что касается основного звена — участковых, сотрудников розыска и следствия, то именно эти подразделения надо укреплять. »

Александр Чекалин, член комитета СФ по обороне и безопасности

« В ходе реформы нужно обязательно сберечь именно низовые звенья милиции и сначала посмотреть на эффективность работы милиционеров в конкретных подразделениях. Например, участковый должен стать для жителей любимым лицом и, как говорят, мини-министром внутренних дел на своей территории. Но я боюсь, что в ходе реформы могут быть сокращены в первую очередь низовые звенья милиции, а руководящие останутся. У нас много говорилось о внедрении электронного правительства. Так вот, для того чтобы вычислить приписки и чтобы не было должностного толкования, МВД одним из первых должно использовать эту систему. И еще. Выступать в СМИ должны не генералы, а лейтенанты, которые как раз и расскажут о своих проблемах и о том, какие законы не работают. »

Николай Ковалев, председатель комитета Госдумы по делам ветеранов, директор ФСБ в 1996—1998 годах, генерал армии

« Главное в реформе МВД — переломить отношение к человеку. Правоохранительные органы должны работать именно во имя обеспечения его безопасности. Скажем, та же ГАИ должна организовывать движение, а не заниматься ловлей мелких нарушителей, вменяя им, часто искусственно, крупные штрафы. Нужно ломать такую психологию, когда общество — для правоохранительной системы, и делать так, чтобы правоохранительная система была для общества. »

Валентин Степанков, президент ЗАО "Юкей-Консалтинг", бывший генпрокурор России

« С момента появления в России закона о милиции только сейчас серьезно задумались собственно над реорганизацией милиции. А до сих пор были лишь попытки (скажем, сделать из ГАИ ГИБДД, разделить какие-то функции, чтобы появились окружные управления и т.п.), которые не повлияли на повышение качества работы. А главное — не восстановлено доверие населения к работникам милиции, оно терялось буквально с каждым годом. Очень хорошо, что президент занялся этой работой, поскольку сейчас все уже подошло к критической точке. Хочется верить, что изменения дадут результат. При создании в современной России еще первого закона о милиции 17 лет назад предлагалась передача вытрезвителей органам здравоохранения, инспекций по делам несовершеннолетних — органам образования и еще целого ряда функций, не свойственных органам милиции. Еще тогда были видны те проблемы, которые так обострились сейчас. И, конечно, целью реформы ни в коем случае не должна быть погоня за показателями искусственным путем, что стало довлеть во всех милицейских службах. Количество составленных протоколов, количество задержанных лиц, количество раскрытых преступлений — все это приводило к тому, что шла фальсификация материалов, укрывались заявления граждан, искажались другие данные. Порочность в действиях милиции стала очень глубока. И в первую очередь надо восстановить здравый смысл. »

Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы, член Общественной палаты

« Реформа МВД — исключительно тяжелое дело. В четверг президент подписал указ об освобождении ряда высокопоставленных сотрудников этого ведомства — ну и что? Ведомство нуждается в коренной перестройке, и других людей будет очень трудно найти. Cлишком глубок системный распад, и в ближайшее время это невозможно изменить никакой кавалерийской атакой. Что уж точно надо пытаться делать — так это превращать набор в отбор. Сейчас у нас нет отбора в милицию, и я бы отделил то, что хоть как-то укладывается в норму (даже те же взятки), от того, когда в людей стреляют, калечат их или сбивают на пешеходных переходах. Те, кто совершает подобное, обладают определенными отклонениями, которые должны выявляться (у нас наука шагнула далеко вперед). И вот как раз таких людей в МВД быть уж точно не должно. Тем людям, которые приходят сейчас в руководство милиции со стороны, будет тяжело вдвойне. Ведь им придется менять самое главное — критерии оценки и идеологию. Наша милиция должна осознавать себя частью населения. Те же участковые должны понимать, что они работают для людей, а не для власти. »


Газета.GZT.RU