Задержанного в Экажево Зелемхана Аушева обвиняют в причастности к подрыву "Невского экспресса"

23.04.2010

20 апреля 2010 года в офис Правозащитного центра «Мемориал» в Назрани (Ингушетия) обратилась Зарема Аушева, живущая по адресу: с. Экажево, ул. Сунженская, д. 56.
2 марта 2010 года, при проведении в Экажево масштабной спецоперации, сотрудниками федеральных силовых структур был задержан муж Заремы Якуб Зяудинович Аушев и их сын Зелемхан, 1985 г.р.
Как следует из заявления Аушевой , 2 марта около 7 утра к их дому подъехало более 50 военных на БТРе, «Урале», «УАЗе» и других транспортных средствах. Они окружили дом Аушевых и по громкоговорителю приказали всем выйти из дома для проверки документов. После проверки силовики со служебной собакой обыскали дом, двор, хозяйственные постройки и огород. Обыск проводился без понятых. Ни в доме, на на участке ничего противозаконного военные не нашли. Один из силовиков сообщил об этом кому-то по телефону и сказал, что они скоро заканчивают.
Примерно через 10 минут военные снова вошли в дом и позвали Зарему Аушеву. На кухне они при Зареме достали со шкафа черный пакет, в котором лежал какой-то предмет с электрическими проводами. Военные сказали, что это детонатор. Хозяйка дома говорила, что это не их пакет и его раньше здесь не было. Силовики только рассмеялись в ответ. В то же время другие военные «обнаружили» еще один такой же пакет в огороде и предъявили его хозяину дома.
Силовики забрали с собой Якуба и Зелемхана. Отца отпустили вечером того же дня, а Зелемхана перевезли в Москву и поместили в СИЗО «Лефортово». Его вместе с еще девятью жителями Экажево обвинили в причастности к подрыву «Невского экспресса» 13 августа 2007 года. По словам Аушевых, на начальной стадии следствия Зелемхана избивали, заставляя подписать признательные показания, но он ничего подписывать не стал.
Зелемхан Аушев к уголовной ответственности ранее не привлекался, в розыске не состоял. Последние три года он работал водителем маршрутного такси, до этого был оператором на автозаправочной станции.
В своем заявлении Зарема Аушева просит оказать содействие в защите прав сына. Она убеждена в том, что Зелемхан ни в чем не виноват и что против него фабрикуется уголовное дело.