Тамара Арсамакова. Смерть или Смерш

08.05.2010

Тамара Арсамакова. Смерть или Смерш

На всех фронтах Великой Отечественной войны героически сражались ингуши. Кто добровольно, кто по приказу о мобилизации шли в действующую Армию вайнахи. Их боевой дух, отчаянная храбрость и мужество способствовали сокрушительному поражению врага во время боевых действий. Однако исключительный героизм и боевое мастерство не спасли их, как и весь народ, от ложного обвинения в предательстве и последующих репрессий.

Но несмотря на специальные приказы об увольнении из рядов Красной Армии, учитывая боевые заслуги ингушей и чеченцев, многие командиры оставили служить мужественных воинов в своих частях.

Один из них - командир 30 гвардейского казачьего кавалерийского Кубанского полка 9-й гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии Герой Советского Союза, гвардии полковник Гераськин Александр Иванович. Под стать командиру, человеку долга и чести, был и разведчик, гвардии сержант Юсуп Казбекович Ахильгов, уроженец с. Чернореченское Пригородного р-на ЧИАССР.

Об этом мужественном человеке мне стало известно от руководителя поискового центра "Подвиг" Степана Савельевича Кашурко - человека легендарной судьбы, самоотверженного энтузиаста, чей благородный труд способствует выявлению героев войны 1941-1945 гг.

К сожалению, предоставленный материал охватывает период с сентября 1943 года. И тем не менее, он дает возможность приоткрыть завесу забвения и накануне юбилейной даты Победы поведать читателю еще об одном герое - нашем земляке.

Ахильгов Юсуп Казбекович в Красной Армии с 1940 года. Он принимает участие в боевых действиях против фашистских захватчиков с первого дня войны. В справке Центрального архива Министерства обороны СССР последовательно обозначены Северо-Кавказский, 4-й Украинский и 1-й Белорусский фронты, где воевал Ю.К. Ахильгов.

В начале сентября 1943 года в ходе решительного наступления советские войска освободили центр Донбасса - Сталино (Донецк). В этих боях отличился и кавалерийский полк в то время подполковника А.И. Гераськина. Во время героического рейда в тыл противника 4 сентября 1943 года в бою у хутора Зайченки под Донецком командир отделения гвардии сержант Ахильгов был ранен. Атакуя отступающего врага, он оказался в центре сражения. Лихо орудуя саблей, отважный командир уложил в этом поединке с десяток солдат и офицера противника. При очередном взмахе саблей, правую руку прошила вражеская пуля от ладони до плеча. Истекая кровью, он не покинул поле боя. И только почувствовав, что теряет сознание, сполз на землю и свалился возле боевого друга-скакуна Ангушта.

По воле обстоятельств проведенные в госпитале несколько месяцев показались вечностью. Едва залечил рану, он вернулся в родной полк, полный решимости до конца выполнить долг по защите Отечества. А Отечество в лице "отца родного" Сталина посчитало самого Ахильгова и его народ предателями и врагами… Соответственно, они сами подлежат если не уничтожению, то наказанию уж точно… Народ, в силу веры признающий себя рабом только обращаясь ко Всевышнему, никак не хотел стать сервильным на грешной земле и был наказан.

От наказания Ахильгова, подлежащего немедленной демобилизации и депортации в Казахстан, спас командир полка - кубанский казак Гераськин. По его распоряжению Ахильгов в сводках стал проходить лезгином по национальности.

В жаркие летние дни 1944 года, ведя ожесточенные бои, советские войска неутомимо продвигались на запад. 11 июля полк Гераськина первым прорвался к государственной границе СССР на реке Западный Буг. Оценив обстановку, командир счел необходимым разведать переправу через реку Зельвянка. Для выполнения задания требовался опытный и смелый разведчик. Эту непростую задачу поручили Ахильгову.

Как сказано в наградном листе: "Товарищ Ахильгов установил, что противник имеет станковый пулемет, миномет и до 30 автоматчиков". После донесения, перед разведчиком поставили задачу "уничтожить станковый пулемет и миномет противника". Ахильгов задание выполнил. В результате противник вынужден был с большими потерями отступить. Преследуя врага, Ахильгов получил второе ранение. "Сделав перевязку в санчасти, он снова вернулся в строй и продолжал бой.

Товарищ Ахильгов за преданность Родине и смелость в бою достоин правительственной награды - ордена Славы III-й степени".

В августовских боях на Висле гвардии сержант Ахильгов также совершил подвиг, отражая контратаку фашистов. За проявленное мужество его представили к очередной награде - ордену Славы II-й степени.

Смею утверждать: наш герой должен был стать кавалером не только всех трех степеней этого ордена - знака самого большого воинского почета, но и других наград. Война продолжалась…

…Продолжала искать сына и Айшет - мать Юсупа. Последнюю весточку от него она получила незадолго до высылки в Казахстан. Неустанно, день за днем, писала письма несчастная женщина во всевозможные инстанции… Последнее письмо с мольбой сообщить о судьбе исчезнувшего сына, адресованное Сталину, заинтересовало особый отдел…

27 августа 1944 года в штаб полка прибыл старший лейтенант Илья Бернштейн - уполномоченный особого отдела 1-го Белорусского фронта с требованием выдать скрываемого ингуша. А "скрываемый ингуш" как всегда находился на передовой; в данном случае - на магнушевском плацдарме. С противоположного берега Вислы, подчинившись приказу срочно явиться в штаб полка, прискакал Ахильгов. С красивой осанкой и гордо посаженной головой, сидя на гарцующем скакуне, он посмотрел внимательным взглядом на незваного гостя и … не слез с коня. Бернштейн приказал сойти с лошади. В ответ прозвучало: "Только по приказу своего командира". Не привыкший к подобному проявлению характера, особист, дрожа от гнева и ненависти, заорал: "Ингушский ублюдок, как смеешь мне перечить, пристрелю как собаку" и вытащив дрожащей рукой пистолет "ТТ", нацелил на спокойно взиравшего на него Ахильгова. Гордый ингуш не стерпел оскорбления: какая-то доля секунды и вырванная из ножен сабля наотмаш рубанула по руке смершевца, которая вместе с пистолетом взлетела вверх и упала к его ногам. Пока орущий от боли и ужаса особист корчился в судорогах, Юсуп, вздыбив верного Ангушта, со словами "Прощай, командир!" ринулся в волны бурлящей Вислы…

Кто-то из великих сказал: каждый человек стоит ровно столько, сколько он сделал, минус его тщеславие. Полный достоинства, какого-то простого величия, далеко не тщеславный - таков Юсуп на фотоснимке. А сделал он с лихвой в свои неполные 26 лет. Оценка сделанного несоизмерима ни с чем. В 26 лет стать перед дилеммой: добровольный уход из жизни или жалкое существование - предпочесть первое - решение абсолютно свободного человека. Свободные люди рождаются от свободных людей. Юсуп - олицетворение трагедии и величия ингушского народа. И если трагизм положения проистекает от нежелания отказаться от своего величия, величия в смысле человеческого достоинства - что ж, так устроен мир - в нем нет ничего вечного. Каждый выбирает свой путь.

Пройти по нему, чтя понятия долга, чести, традиций и обычаев своего народа - уже подвиг для того времени. Постоянно находиться на передовой и как бы играючи, с каким-то природным артистизмом противостоять противнику, дано не каждому смельчаку. И уж точно не много примеров найдется геройского поведения в поединке с представителем самого жестокого карательного органа времен войны, каким был СМЕРШ.

Сказанное подтверждает бесспорную истину - велик тот народ, у которого рождаются такие сыновья как Ахильгов Юсуп Казбекович. При этом судьба народа скорее счастлива, чем трагична.


Ингушетия.Org