Антон Размахнин. Дагестан: Ошибка террористов стоила жизни бригаде связистов Боевики метили в ОМОН, который выехал на место обстрела сотовой вышки, но первой шла машина с рабочими

13.05.2010

Антон Размахнин. Дагестан: Ошибка террористов стоила жизни бригаде связистов

Боевики метили в ОМОН, который выехал на место обстрела сотовой вышки, но первой шла машина с рабочими

В ночь на четверг 13 мая в Дагестане была обстреляна антенная вышка, одновременно служащая и для ретрансляции телесигнала, и для сотовой связи. «Неизвестные из автоматического оружия обстреляли телевизионную вышку и вышку оператора сотовой связи «Билайн», расположенных недалеко от села Ванашимахи Сергокалинского района Дагестана. По предварительной информации, в результате обстрела повредилось оборудование», - рассказали журналистам в правоохранительных органах республики.

Отремонтировать вышку террористы не дали: в четверг, 13 мая, на мине подорвалась автомашина с ремонтниками. Погибло, по предварительным данным, 8 человек. В перестрелке с боевиками были легко ранены несколько милиционеров, их количество уточняется. На месте происшествия ведутся следственные действия, связь с районом пока потеряна.

Позднее информагентства сообщили, что неподалеку от села Аязи сотрудники правоохранительных органов вышли на след боевиков, обстрелявших минувшей ночью вышку «Билайн» и ретранслятор. Как передало РИА «Дагестан» между боевиками и бойцами ОМОН завязалась перестрелка, которая продолжается и сейчас. О жертвах и пострадавших пока ничего не известно. К месту боестолкновения стягиваются дополнительные силы.

В беседе с корреспондентом «СП» представитель МВД Дагестана рассказал подробности происшедшего и признался, что с потерей сотовой вышки связь с работающими на месте милиционерами затруднена:

«СП»: - Что и где конкретно, по вашим данным произошло?

- На мине подорвался автомобиль с ремонтной бригадой. Мы пока не знаем, была это одна «билайновская» техничка или телевизионные ремонтники тоже присутствовали. Погибших, по разным версиям, от 6 до 8, еще четверо человек ранены. Там сейчас затруднена связь, ее практически нет – мне удалось дозвониться только до больницы. Непонятно – где, что, сколько.

«СП»: - Зачем террористам взрывать ремонтную бригаду?

- Знаете, похоже, вышла случайность. Боевики хотели подорвать машину милиции, а она шла не перед ремонтниками, а за ними. Если бы наши выехали вперед – подорвался бы милицейский экипаж…

«СП»: - Можно ли предполагать, что стрелявшие и взрывавшие – одна и та же банда?

- Да, конечно, мы пока именно так и думаем. Более того, наши уже вышли на след, когда произошел этот взрыв. Думаю, мы их поймаем.

«СП»: - Бывали ли раньше атаки террористов на объекты связи?

- Да, у нас были такие случаи. Например, в Карабудакертском районе не так давно подорвали еще одну вышку связи.

«СП»: - Зачем боевики это делают?

- Честно говоря – не знаю. Хотя я много об этом думал и прикидывал. Но не могу понять.

«СП»: - Может быть, чтобы лишить милицию связи? Не было такого, что во время вынужденной остановки сотовой сети происходили какие-то преступления?

- Вообще-то, у нас все-таки есть рации, так что даже если они хотят лишить нас связи – сотовые вышки взрывать бесполезно.

Между тем, отключение сотовой связи и телевидения на территории целого района – особенно когда оперативный ремонт повреждений небезопасен для ремонтников – все-таки может практически парализовать жизнь на довольно обширных территориях. Спутниковые телефоны пока остаются дорогостоящей экзотикой, а проводная связь во многих местах практически полностью вытеснена сотовой – оба этих вида связи поддаются «выводу из строя» партизанскими методами.

Отметим, что гражданской сотовой связью в России пользуются не только гражданские лица. Так, во время военной операции в Грузии в 2008 году отмечалось, что связь между частями Российской армии часто осуществлялась именно по сотовым каналам. Они, в отличие от армейских и милицейских радиостанций старого образца, которыми оснащены большинство соединений, шифруют канал связи и не допускают быстрого и дешевого перехвата.

Однако, как стало понятно после терактов на объектах связи, сотовые сети поддаются отключению террористическими методами. А это означает, что рассчитывать на надежность мобильной телефонии силовикам уже не приходится.

Вечером 13 мая появились уточненные данные по погибшим и раненным. По информации официального сайта СКП РФ, в результате теракта погибли 5 человек. Ранения получили трое сотрудников милиции, сопровождавших рабочих. ИТАР – ТАСС сообщил, что в числе жертв взрыва - главный инженер и начальник службы безопасности республиканского передающего телевизионного центра, директор местного телеканала, и женщина, которая проезжала рядом с местом происшествия на машине. Среди раненых сотрудников милиции - командир дагестанского ОМОН-1.

Напомним, что в последние месяцы теракты происходят на всем Северном Кавказе, чаще всего мишенью взрывов и обстрелов являются милиционеры. Так, 1 мая в том же Дагестане был взорван пост ДПС - человек, которого остановили дагестанские гаишники, оказался террористом-смертником и привел в действие взрывное устройство огромной силы. Тогда погибли двое милиционеров и один гражданский, еще несколько человек были ранены. В начале апреля два взрыва прогремели около ОВД ингушского города Карабулак - вторая бомба была направлена против следственной группы и взорвалась, когда на месте работали следователи.

Специалисты полагают, что основная причина эскалации насилия на Кавказе - успехи спецслужб в устранении боевиков, в том числе уничтожение одного из идеологов подполья Саида Бурятского.

Еще одна «группа риска» - правительства республик. Так, в начале мая одновременно подверглись нападению президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров (в Назрани автоматчик пытался прорваться в здание дворца спорта, где находился президент) и правительство Кабардино-Балкарии (в Нальчике на стадионе прогремел взрыв, правительство не пострадало, но погиб ветеран войны, который находился на трибуне, несколько человек получили ранения).


Издательский дом Свободная пресса