Ксения Солянская. Столкнули лбами

20.05.2010

Ксения Солянская. Столкнули лбами

Кавказские правозащитники на встрече с президентом раскритиковали способы борьбы Рамзана Кадырова с терроризмом и его отношения с обществом. Кадырову правозащитники противопоставили президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Дмитрий Медведев попросил не сталкивать президентов лбами.

Как следует из стенограммы заседания Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, состоявшегося в среду, в ходе встречи Дмитрия Медведева с правозащитниками прозвучала довольно резкая, хоть и непрямая, критика действий президента Чечни Рамзана Кадырова.

Член правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина подняла проблему отношений власти и общества.

По ее словам, противопоставить идеологии терроризма можно лишь «персональное право, неукоснительное соблюдение законности, уважение прав человека», но власти Чечни «не всегда стоят на этих позициях», чем становятся на позиции, близкие к позициям террористов.

Ганнушкина процитировала мэра Грозного Муслима Хучиева, который собрал родственников предполагаемых боевиков и «сообщил им, что с ними будут поступать так, как их дети поступают с мирным населением». По словам Ганнушкиной, такое поведение власти «рекрутирует новых участников в это протестное движение». Такой подход, по словам правозащитницы, толкает подчиненных руководителей республики к пренебрежению нормами права и «открывает им простор для фальсификации борьбы с незаконными вооружёнными формированиями».

«У нас есть достоверные примеры того, как тела людей, похищенных представителями силовых структур на Северном Кавказе, потом выдаются за трупы боевиков, якобы уничтоженных в процессе спецоперации», — заявила Ганнушкина.

Поведению чеченских властей Ганнушкина противопоставила позитивную работу президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. «В апреле, встречаясь с представителями силовых структур, президент сказал, что недопустимо не сообщать родственникам причину задержания и место, куда задержанный будет доставлен. Непосредственное вмешательство президента не раз приводило к освобождению незаконно задержанных», — привела пример Ганнушкина.

Единственный способ улучшения проблемы взаимного отчуждения между властью и гражданами — «тот, который пытается продвинуть Юнус-Бек Евкуров: всеми способами добиваться восстановления доверия между властью и гражданами, одновременно усиливая уничтожение незаконных военных формирований», согласна глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Вслед за Ганнушкиной и Алексеевой работу Евкурова Кадырову противопоставил еще один член «Мемориала» Тимур Акиев. По его словам, курс нового президента оправдывал надежды на восстановление законности, но его политика начала «активно торпедироваться со стороны как боевиков, так и государственных силовых ведомств». Есть заметное противодействие со стороны силовых ведомств при заметной поддержке Евкурова Медведевым, говорит Акиев. «И почему это происходит — этот вопрос мы бы хотели задать вам, господин президент», — вопрошает правозащитник.

Кроме противодействия у Акиева есть подозрения к причастности к похищению людей со стороны ФСБ и другой силовой структурой на территории Чечни — 2-го оперативно-розыскного бюро (ОРБ-2).

В ответ на неоднократно прозвучавшее сравнение Кадырова с Евкуровым президент попросил не противопоставлять их друг другу. «На Кавказе люди очень обидчивы», — намекнул на возможные последствия такого обсуждения Медведев. «Знаете, как только начинают говорить: Кадыров плохой, Евкуров хороший…» — попытался объяснить он, так и не закончив фразу.

«Если вы думаете, что я чего-то не знаю, то это не так», — ответил на жалобы правозащитников президент. «Я знаю больше, чем все здесь присутствующие, у меня просто работа такая. Знаю очень печальные вещи», — поделился тяготами президентской работы Медведев. Но «сталкивать лбами», по его словам, никого не надо, даже если «кто-то по каким-то причинам неприятен» или «кажется человеком, который принимает ошибочные решения или даже плохие решения». В конечном итоге, уверил гарант, это может принести дополнительный вред.

«Я сама очень долго над своим текстом думала и думала, можно ли делать такое противопоставление, но решила, что, приводя пример отрицательный, надо привести положительный пример. Я надеюсь, что эти руководители — не школьники, которых легко столкнуть лбами», — рассказала «Газете.Ru» Ганнушкина.

В ответ на жалобы правозащитников на силовиков, которые мешают работать Евкурову, Медведев заявил, что сам президент Ингушетии ему «ничего на эту тему не докладывал». «Может быть, он собирается это сделать, но вы ему передайте, и я ему скажу, если у него есть такие данные, пусть он мне просто отдельно это доложит», — передал поручение Медведев. По словам Ганнушкиной, Медведев должен дать аналогичное поручение и другим руководителям северокавказских субъектов: сообщить ему о фактах противостояний федеральных и региональных силовых структур. Ганнушкина рассказала, что сама собирается передать эту просьбу руководству Республики Дагестан.

По словам Ганнушкиной, решение о том, как действовать президенту по отношению к Кадырову, принимать президенту. «Он вполне может и вызвать к себе субъекта федерации, и снять», — говорит правозащитница. Медведев же на встрече заявил, что главы республик, которые не ведут диалога с различными силами и обществом, «в конечном счете должны уйти, иначе просто у них ничего не выйдет».

«Те кадровые решения, которые я принимал на эту тему (я никого сейчас не буду упоминать, вы сами грамотные люди, знаете, о ком я говорю), были связаны в том числе с тем, что некоторые наши коллеги, которые работали на постах глав субъектов федерации, входящих в Северо-Кавказский округ, утратили связь с различными гражданскими силами, спрятались просто за заборами и никакой деятельности не вели, в скорлупе находились», — дал непрозрачный намек участниками встречи Медведев и напомнил о «ряде решений по обновлению губернаторского корпуса».


Газета.RU