Михаил Мошкин. Попали под "Амнистию" Ежегодный доклад правозащитников оказался относительно мягким для России

27.05.2010

Михаил Мошкин. Попали под "Амнистию"

Ежегодный доклад правозащитников оказался относительно мягким для России

Неправительственная правозащитная организация Amnesty International («Международная амнистия»), которая в нынешнюю пятницу отмечает 49-ю годовщину со дня своего основания, сегодня представила очередной ежегодный доклад о положении с правами человека в мире. Судя по выступлениям представителей «Международной амнистии», с их точки зрения Россия на общемировом фоне (в том числе в сравнении с соседями по СНГ) выглядит неплохо. Правозащитники отмечают, что российские власти выразили намерение бороться с коррупцией и продемонстрировали готовность к диалогу с гражданским обществом, а судебная система сделала еще один шаг к полному запрету смертной казни. Однако при этом серьезного улучшения положения с правами человека в нашей стране Amnesty International не заметила.

Как пояснила директор региональной программы «Международной амнистии» по Европе и Средней Азии Никола Дакворт, в исследовании отражены данные, собранные Amnesty International за прошлый год в 159 государствах. «Мы презентуем этот доклад одновременно в Лондоне и в Москве, тем самым признавая ведущую роль России на международной арене», -- дипломатично заметила г-жа Дакворт. Темой доклада была объявлена «глобальная брешь в системе правосудия» -- ситуация, при которой ответственные за нарушение прав человека или за преступное бездействие оказываются безнаказанными. «Мы призываем к тому, чтобы никто не стоял выше закона, будь то государства, вооруженные формирования или коммерческие структуры», -- заявила Никола Дакворт.

Как и в предыдущих своих докладах, Amnesty International раздала всем сестрам по серьгам. Например, представители «Международной амнистии» подчеркивают, что США до сих пор не закрыли тюрьму на базе в Гуантанамо, хотя президент Барак Обама после своего избрания пообещал в течение года ликвидировать это пенитенциарное заведение. «До сих пор никого не призвали к ответу за нарушения, допущенные в ходе так называемой борьбы с терроризмом», -- заявила г-жа Дакворт.

Amnesty International, ссылаясь на доклад ООН, сделала вывод, что в ходе конфликта в секторе Газа зимой прошлого года обе воюющие стороны -- Израиль и ХАМАС -- совершили военные преступления, а возможно, и преступления против человечности. Некоторые страны Евросоюза удостоились порицания за дискриминацию цыган, итальянским властям поставили на вид суровое обращение с североафриканскими мигрантами, а Китай обвинили в подавлении выступлений уйгуров.

Отсутствие ответственности за пытки и жестокое обращение остается повсеместным явлением в таких странах, как Молдавия и Узбекистан, а власти Украины в недостаточной степени реагируют на случаи насилия на межнациональной почве, говорится в докладе Amnesty International. «Те, кто играет ключевую роль в расследовании таких нарушений, -- правозащитники, активисты общественных организаций -- также остаются без защиты, -- отметила Никола Дакворт. -- Независимые журналисты подвергаются травле или тюремному заключению в таких странах, как Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан; в Белоруссии продолжают запрещать публичные мероприятия и задерживать мирных демонстрантов».

«Что касается России, то правовая система страны, по-видимому, совершенно неэффективна в деле расследования гибели правозащитников, адвокатов, журналистов и общественных активистов», -- от имени Amnesty International заявила Никола Дакворт. По ее словам, «в прошлом году Россия воспользовалась своим влиянием для того, чтобы блокировать международный контроль в отделившихся от Грузии регионах -- Южной Осетии и Абхазии». К концу 2009 года ни Грузия, ни Россия не провели полного расследования нарушений, допущенных в ходе войны 2008 года, подчеркнула г-жа Дакворт.

«Для нас, правозащитников, работающих в России, прошедший год был омрачен несколькими убийствами наших коллег, а также неспособностью органов следствия расследовать ранее совершенные преступления против правозащитников», -- подчеркнула сотрудница московского офиса Amnesty International Фредерике Бэр. В частности, уточнила она, «Международная амнистия» следила и продолжает следить как за ходом расследования убийства журналистки Анны Политковской, погибшей четыре года назад, так и за тем, как ведутся более свежие резонансные дела -- об убийствах чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой и адвоката Станислава Маркелова. «То, как ведутся эти расследования, является своеобразным тестом, демонстрирующим, насколько правоохранители уважают работу правозащитников и как они относятся к гражданскому обществу», -- полагает г-жа Бэр.

По ее мнению, отсутствие уважения к гражданскому обществу выражалось в России в том, что правозащитникам и оппозиционерам неоднократно отказывали в праве проводить публичные акции -- Фредерике Бэр пояснила, что она имеет в виду митинги в поддержку 31-й статьи Конституции РФ и выступления защитников секс-меньшинств. «Amnesty International пристально следила за ходом суда над директором Сахаровского центра Юрием Самодуровым и бывшим сотрудником Третьяковской галереи Андреем Ерофеевым, которых обвиняют в разжигании ненависти против православной церкви только лишь за то, что они устроили выставку современного искусства», -- сообщила она. Кроме того, международная организация обратила внимание на задержание екатеринбургского правозащитника Алексея Соколова, недавно осужденного за кражу и разбой. «Есть вероятность, что причиной его задержания является деятельность по отстаиванию прав заключенных», -- утверждает Фредерике Бэр.

Более всего в России тревогу Amnesty International традиционно вызывает ситуация с правами человека на Северном Кавказе. «Несмотря на прекращение контртеррористической операции в Чечне, несмотря на укрепляющийся диалог между властями и гражданским обществом в Ингушетии, в течение года мы фиксировали большое количество нарушений, в частности в ходе локальных контртеррористических операций, -- наказаниям подвергаются семьи людей, подозреваемых в связях с боевиками», -- утверждает г-жа Бэр.

При этом правозащитники отмечают, что в России за прошедшие месяцы наблюдался и определенный прогресс в сфере соблюдения прав человека. «Сохраняется глобальная тенденция к отмене смертной казни, -- констатировала Никола Дакворт. -- Мы, в частности, приветствуем принятое в ноябре прошлого года решение Конституционного суда РФ о продлении моратория на смертную казнь, а также заявление КС о том, что «на пути к отмене смертной казни не может быть поворота назад». Однако, как утверждает участвовавший в пресс-конференции глава совета правозащитного общества «Мемориал» Олег Орлов, «в течение 2009 года на Северном Кавказе продолжались бессудные казни -- людей вывозят в неизвестном направлении, после чего они либо исчезают бесследно, либо через какое-то время обнаруживается труп».

Фредерике Бэр в свою очередь отметила тот факт, что в прошлом году начали работать общественные комиссии по контролю мест лишения свободы. «При этом в прошлом году получила широкую огласку история Сергея Магнитского, умершего в следственном изоляторе из-за того, что ему не была оказана медицинская помощь, -- заметила сотрудница московского отделения «Международной амнистии». -- Однако Магнитский был не единственным, кому был затруднен доступ к врачебной помощи. В частности, поступали сообщения, что в тяжелом состоянии находится бывший узник Гуантанамо Расул Кудаев, а также некоторые другие обвиняемые, проходящие по делу о нападении на Нальчик в 2005 году».

Синхронно с Amnesty International о своем видении положения с правами человека в стране рассказал омбудсмен Владимир Лукин. На прошлой неделе уполномоченный по правам человека обнародовал двухтомный отчет за 2009 год, вчера же г-н Лукин вручил этот доклад президенту Дмитрию Медведеву. Омбудсмен, в частности, сообщил главе государства о том, что в адрес ведомства уполномоченного по правам человека поступает большое количество жалоб по поводу нарушения личных и гражданских прав. «Такие жалобы составляют практически половину от общего числа обращений, -- отметил г-н Лукин. -- Очень серьезные нарекания вызывает работа судов, граждане жалуются на их предвзятость». По словам омбудсмена, только за минувший год число жалоб увеличилось примерно на 15--16%, а за пять месяцев 2010 года -- на 6% по отношению к предыдущему аналогичному периоду.

В ходе встречи Владимир Лукин передал президенту список колоний и других пенитенциарных учреждений, в которых, по данным правозащитных организаций и самого уполномоченного, наиболее часто нарушаются права заключенных. «Это конкретика, которой нужно серьезно заняться, есть непочатый край работы», -- подчеркнул г-н Лукин и высказал пожелание, чтобы эти сведения были переданы в органы прокуратуры. Кроме того, омбудсмен сообщил президенту о пробеле в законодательстве, о котором в последнее время не раз сообщали правозащитники. Речь идет о том, что в отношении колоний и тюрем имеется перечень болезней, по которым фактически людей освобождают, а в отношении СИЗО такого перечня нет, и это позволяет держать под стражей тяжелобольных людей.


Газета "Время Новостей"